Берлин…

Однодневные туры в Берлин.

Берлин — столица и крупнейший город Германии, второй по населению (после Лондона) и пятый по площади город Евросоюза.

Является одной из 16 земель в составе ФРГ.

Город расположен на берегах рек:

  • Шпрее (в связи с чем его называют «Афинами на Шпрее»),
  • Хафель в центре федеральной земли Бранденбург (частью последней Берлин не является с 1920 года).

Около 1200 года на месте современного Берлина располагались два торговых поселения — Кёлльн и Берлин. Точная дата получения ими городских прав неизвестна. Городские права Кёлльна впервые упоминаются в 1237 году, городские права Берлина — в 1244 году. В 1307 году города объединились и образовали общую городскую управу. В 1400 году население объединённого Берлина составляло 8000 человек. Историческое название «Кёлльн» нашло своё отражение в названии берлинского района Нойкёльн.

Берлин был столицей маркграфства/курфюршества Бранденбургского (с 1417 года), Пруссии (после объединения курфюршества Бранденбург с герцогством Пруссия) и после создания Германской империи стал её столицей.

После Второй мировой войны в соответствии с решениями Ялтинской конференции Берлин, находившийся на территории советской зоны оккупации Германии, был разделён четырьмя державами-победительницами на оккупационные секторы. Позднее три сектора оккупации союзников были преобразованы в Западный Берлин, получивший статус особого (хотя и тесно связанного с ФРГ) государственного образования. Передвижение между секторами Берлина длительное время оставалось относительно свободным, и в целях предотвращения утечки населения в западные секторы правительством ГДР было принято решение о возведении Берлинской стены, окружившей с 13 августа 1961 года Западный Берлин. Она стала одним из главных символов холодной войны и была снесена лишь в 1989 году. После объединения Германии в 1990 году её столицей стал воссоединённый Берлин. В соответствии с решением бундестага от 20 июня 1991 года в 1999 году в Берлин переехали также парламент и правительство ФРГ.

Сегодня Берлин является мировым культурным и туристическим центром, а также крупным европейским транспортным узлом. Университеты, исследовательские институты и музеи Берлина известны во всём мире. В городе живут и работают художники, дипломаты и иммигранты со всех уголков планеты.

Александрплац (Alexanderplatz)

Александерплац (Alexanderplatz) — это самая большая площадь Берлина и одна из самых больших в Европе.

История этого просторного открытого пространства берет свое начало в Средние века, когда здесь был скотный рынок. Этим фактом объясняется первое название площади — Оксенмаркт (Ochsenmarkt), что означает «бычий рынок».

Площадь была названа «Александерплац» по воле прусского короля Фридриха Вильгельма III в честь визита в Берлин российского императора Александра I 25 октября 1805 года.

Тем не менее, лишь в конце XIX века, после сооружения большого железнодорожного вокзала и огромного крытого рынка, Александерплац становится центром коммерческой и общественной жизни города.

Эта площадь, разрушенная во время Второй мировой войны, в послевоенный период возрождается, став «пульсирующим сердцем» Восточного Берлина, и превращается в обширную пешеходную зону.

Большинство домов, которые вы видите, были возведены в 60-е и 70-е годы, когда на площади велось интенсивное строительство. Сейчас в этих зданиях располагаются магазины и торговые центры, а пешеходная зона заполнена палатками, где продаются деликатесы немецкой кухни, что делает это место и в наши дни обязательным для посещения в Берлине.

Я рекомендую вам обратить внимание на большие часы мирового времени «Урания» (Urania), созданные в 1969 году по проекту Эриха Джона. Как вы увидите, это гигантское сооружение стоит на розе ветров, которая изображена на тротуаре. Расположенный на высокой колонне цилиндрический циферблат разделен на 24 части, соответствующие 24 часовым поясам Земли. Для каждого часового пояса предусмотрены алюминиевые панели, на которых выгравированы названия самых крупных городов, а в центре крутится кольцо, показывающее часы дня. Венчает всю эту конструкцию модель Солнечной системы.

На углу с аллеей Карла Маркса взгляните на Дом учителя. Украшающая его мозаика из цветного стекла — это одно из немногих произведений искусства, созданных при коммунистическом режиме, которые не были разрушены или скрыты.

Любопытный факт: своей славой площадь обязана также роману Альфреда Дёблина «Берлин, Александерплац». Вы можете прочитать отрывок из него на немецком языке, написанный большими буквами на длинном фасаде бывшего Дома электротехнической промышленности, где в настоящее время размещаются Министерство окружающей среды и Министерство по делам семьи.

Берлинская телебашня (Berliner Fernsehturm)

Берлинская телебашня (Berliner Fernsehturm) — это знаменитое сооружение, которое является неотъемлемым элементом очертаний Берлина на фоне неба.

Когда вы посещаете Париж, вы знаете, что в какой части города вы бы ни находились, подняв глаза к небу, вы увидите Эйфелеву башню. А в Берлине, в каком бы месте вы ни были, посмотрев вверх, вы увидите Берлинскую телебашню.

Телебашня, построенная по решению просоветского режима, возвышается над обширным пространством Маркс-Энгельс-форума (Marx-Engels-Forum). Этот скульптурный ансамбль назван в честь памятника, посвященного двум великим философам — Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу, авторам «Манифеста Коммунистической партии».

Телевышка была возведена в 1965–1969 годах по воле лидера Германской Демократической Республики Вальтера Ульбрихта. Изначально Берлинскую телебашню должны были построить на окраине, но позднее решили, что она должна быть расположена поближе к городскому центру. Это было сделано отчасти по практическим соображениям — чтобы обеспечить лучшую передачу радио- и телевизионного сигнала, но прежде всего, по политическим мотивам — чтобы продемонстрировать соседней Федеративной Республике Германия технологическое превосходство Востока.

Скоростной лифт всего за 40 секунд привезет вас в большой шар из стекла и металла, расположенный на высоте 205 метров. Отсюда вы можете полюбоваться восхитительной круговой панорамой Берлина. На верхнем этаже находится кафе-ресторан, которое делает полный оборот за 30 минут и позволяет сотрапезникам насладиться меняющимся видом города, вкушая пищу или потягивая напиток. Над шаром возвышается антенна, благодаря которой с 1996 года общая высота телебашни составляет 368 метров.

Предполагают, что форма телевышки была создана по образцу ракеты. Достаточно вспомнить, что телебашня была построена в шестидесятые годы, когда в «космической гонке» участвовали ведущие мировые державы.

Любопытный факт: берлинцы в шутку называют эту телевышку «спаржа» или «зубочистка». Однако в период коммунизма ее прозвали «месть папы», потому что когда солнце освещает шар, на нем появляется отражение в форме креста.

Светофорный человечек Ампельман.

Берлине есть интересный символ города – светофор с забавным человечком в шляпе.

Его создатель Карл Пеглау. С 1961 года человечек появился на всех светофорах ГДР при этом в Западной Германии в светофорах использовалось стандартное схематичное изображение человека.

После объединения страны зелёные человечки практически полностью исчезли с улиц Берлина.

В 1996 году под влиянием общественности – ностальгия по ГДР! – был создан “Комитет по спасению светофорного человечка”. Власти приняли во внимание мнение общественности и вернули человечка обратно.

Впрочем, человечек в шляпе появился не только в Берлине но и в некоторых других городах Германии. А в Дрездене у берлинца появилась подруга очень похожая по дизайну: девушка с косой и в юбке.

Красная ратуша (Rotes Rathaus).

Красная ратуша — историческое здание в центре Берлина, названное так по своему фасаду красного кирпича.

Построена в 1861—1869 годах в стиле полуренессанса-полуготики по проекту архитектора Г. Ф. Веземана. Высота четырёхугольной башни ратуши, выстроенной по образу и подобию башен Ланского собора, составляет 74 метра.

Во время Второй мировой войны здание было разрушено; восстановлено в 1951-1958 годах с изменениями в интерьере. На первом этаже находятся Гербовый и Колонный залы, которые выполняют представительские функции.

После восстановления в Красной ратуше размещались Берлинское городское представительное собрание и магистрат Восточного Берлина ГДР. С 1 октября 1991 года в здании размещается резиденция правительства (Сената) объединённой земли Берлин. Здесь же расположен рабочий кабинет правящего бургомистра (мэра) города.

Церковь Святой Марии (St. Marienkirche Berlin).

Церковь Святой Марии — самая древняя из действующих евангелических церквей Берлина, одна из когда-то шести средневековых церквей в историческом центре города. Церковь расположена на Карл-Либкнехт-штрассе недалеко от Берлинской телебашни.

Первое упоминание церкви с собственным приходом в берлинском «Новом городе» относится к 1292 году. На фундаменте из булыжника и гранита была возведена зальная церковь из ярко красного кирпича в стиле бранденбургской кирпичной готики. Повреждённая пожарами башня была реконструирована в стиле барокко в 1663—1666 годах Михаэлем Матиасом Смидсом и позднее — в неоготическом стиле в 1789—1790 годы Карлом Готтгардом Ланггансом.

В 1893—1895 годах масштабную реставрацию церкви провёл Герман Бланкенштайн, а после Второй мировой войны церковь была восстановлена в 1969—1970 годах.

В 1938 году, после того, как церковь Святого Николая была передана городу в качестве «музыкального собора», Мариенкирхе стала самым древним действующим храмом Берлина. После Второй мировой войны она была одной из немногих крупных церквей Берлина, в которых проходили службы.

В восстановленном после войны Берлине от плотно застроенного исторического центра города практически ничего не сохранилось, и церковь Мариенкирхе оказалась в совершенно ином окружении — практически одиноко стоящей на открытой площади, ограниченной многоэтажными новостройками, над которой с 1969 года доминирует берлинская телебашня. Церковь Св. Марии и Красная ратуша являются сейчас единственным напоминанием об историческом центре Берлина.

В башенном зале церкви Св. Марии находится знаменитая фреска «Пляска смерти», датируемая ориентировочно 1484 годом. Орган церкви изготовлен мастером Иоганном Вагнером. Надгробие генерал-фельдмаршала Отто Кристофа фон Шпарра выполнено антверпенским скульптором Артусом Квеллинусом Старшим. Церковная кафедра выполнена по проекту Андреаса Шлютера.

AquaDom (АкваДом).

AquaDom (АкваДом) в Берлине — это самый большой в мире цилиндрический аквариум с солёной водой, расположенный в CityQuartier DomAquaree на улице Карл-Либкнехт-штрассе в берлинском районе Митте.

Ёмкость аквариума выполнена из акрилового стекла, её высота составляет 16 м, а диаметр — 11,5 м. Она опирается на девятиметровый бетонный фундамент. В целом высота конструкции составляет 25 м. Вес конструкции составляет 2000 тонн. Объём аквариума составляет 1 млн л солёной воды. При помощи двухэтажного лифта посетители имеют возможность заглянуть во внутреннюю часть аквариума, где живёт примерно 1500 рыб 97 видов. Кормление рыб и очистку аквариума ежедневно проводят 3—4 штатных аквалангиста. Обитатели аквариума ежедневно съедают до 8 кг корма.

AquaDom был открыт в декабре 2003 года после многолетнего строительства. Проектирование и строительство аквариума взяла на себя американская компания «International Concept Management, Inc». Генеральными подрядчиками совместно выступили фирмы «ICM» и «Muller-Altvatter». «E. Sander» поставляла техническое оборудование, американская компания «Reynolds Polymer» — акриловое стекло. Стоимость проекта составила 12,8 млн евро.

AquaDom является, как и DomAquaree в целом, собственностью Union Investment Real Estate. AquaDom стоит в центре внутреннего двора 5-звёздочной гостиницы «Radisson Blu» в Берлине. Постояльцы гостиничных номеров, чьи окна выходят во внутренний двор, имеют возможность наблюдать аквариум.

Берлинский кафедральный собор (Berliner Dom).

Берлинский кафедральный собор (Berliner Dom) — это самая большая евангелическая церковь Берлина. На протяжении своей долгой истории собор стал свидетелем драматических событий. Небольшая королевская капелла возвышалась здесь, рядом с Королевским дворцом, еще с XV века.

В XVII веке капелла была расширена и стала первым кальвинистским кафедральным собором в Германии, а примерно в 1750 году был возведен фасад в барочном стиле.

После объединения лютеран и кальвинистов в Евангелическую церковь Пруссии Вильгельм II повелел снести здание, чтобы построить кафедральный собор. Этот собор в стиле неоренессанса строился с 1894 по 1905 год по проекту архитекторов Юлиуса и Отто Рашдорфов — отца и сына.

К сожалению, собор серьезно пострадал от бомбардировок во время Второй мировой войны, и великолепное здание, которое мы видим сейчас, — это результат обширной реставрации, завершившейся в 1993 году.

Собор стоит обособленно, так как расположенный рядом Королевский дворец также был разрушен бомбардировками в ходе Второй мировой войны и был снесен правительством Германской Демократической Республики. Одна сторона собора обращена к реке Шпрее, а другая — к парку Люстгартен (Lustgarden), название которого означает «парк утех».

Здание выглядит величественно, а все архитектурные элементы украшены изящным декором, что производит на посетителя именно то впечатление богатства и помпезности, которое и должно быть присуще кафедральному собору.

Интерьер собора является таким же роскошным. Огромное пространство круглой формы под куполом доминирует над помещением, декорированным лепниной и позолотой. Главный алтарь работы Фридриха Августа Штюлера выполнен в стиле барокко и украшал еще предыдущий собор, в то время как более новая деревянная перегородка над алтарем дополнена статуэтками двенадцати апостолов.

Обратите внимание на великолепный орган в левом коридоре. Он был создан в 1905 году Вильгельмом Зауэром, состоит из 7269 труб и является одним из самых больших в Германии.

Вы также можете спуститься в склеп, где хранятся саркофаги многочисленных членов династии Гогенцоллернов, или же подняться по 267 ступеням на смотровую площадку, расположенную на высоте 114 метров, с которой открывается впечатляющая панорама Берлина.

Любопытный факт: несмотря на то, что собор считается кафедральным, он им не является, так как резиденцией епископа Берлина является церковь Святой Марии.

Музейный остров.

На Музейном острове (Museumsinsel) расположены целых пять музеев.

Вы находитесь на острове на реке Шпрее, где в конце XII века поселились первые жители Кёльна, одного из двух городов, из которых был образован Берлин. В наше время остров — это настоящая сокровищница шедевров, в которую входят 5 музеев со своими 200 залами. Представленные здесь произведения охватывают более 4000 лет истории искусства.

Самый древний музей на острове — это Старый музей (Altes Museum), здание которого было завершено в 1830 году архитектором Карлом Фридрихом Шинкелем. Он возвышается в парке Люстгартен (Lustgarten), а рядом с ним расположен Берлинский кафедральный собор (Berliner Dom). Король Пруссии Фридрих Вильгельм IV пожелал создать вокруг этого первого музейного комплекса своего рода «обитель искусств и наук». Проект был поручен одному из учеников Шинкеля — Фридриху Августу Штюлеру, уже прославившемуся к тому времени.

Так были построены Новый музей (Neues Museum) и Старая национальная галерея (Alte Nationalgalerie). Новый музей был возведен непосредственно за Старым музеем, а Галерея, в свою очередь, была построена перед Новым музеем. В XX веке к этим строениям были добавлены Пергамский музей (Pergamonmuseum) и Музей Боде (Bode-Museum), который замыкает остров с севера.

Все эти сооружения превратили Музейный остров в большой ансамбль, который по праву может соперничать со знаменитыми музейными комплексами, например, с парижским Лувром или петербургским Эрмитажем. Как вы увидите, коллекции этих музеев совершенно разнообразные и относятся к различным историческим периодам.

В Старом музее хранятся произведения искусства Древней Греции, Древнего Рима и этрусской цивилизации. Новый музей продолжает путешествие в далекие эпохи, экспонируя произведения древнеегипетского искусства и доисторические артефакты. Основу коллекции Пергамского музея также составляют произведения античного искусства.

В Старой национальной галерее основное внимание уделено европейскому искусству XIX века, в то время как в Музее Боде на северной оконечности острова, омываемой рекой Шпрее, находится богатое собрание скульптуры Средневековья и Ренессанса.

Любопытный факт: до Второй мировой войны музеи соединялись между собой секретными туннелями, которые были разрушены бомбардировками. В настоящее время туннели реставрируют, а затем их откроют для посещения, и они станут шестым музеем на острове.

Медведи.

Медведи появились в Берлине в 2001 году, а в 2002 году там впервые была открыта сама выставка.

United Buddy Bears (содружество медведей Бадди) — международная художественная выставка, которая проходила на пяти континентах и была представлена перед миллионной публикой.

Buddy Bears была составлена из картин художников всего мира и проходила под девизом «искусство и толерантность», художники представили её в около 150, входящих в состав ООН странах мира. Вход на выставку совершенно свободен.

Дворцовый мост (Шлосбрюкке; нем. Schloßbrücke)

Дворцовый мост — мост через канал Шпрее в восточном конце Унтер-ден-Линден в историческом центре Берлина. Памятник архитектуры, расположенный в районе Митте, соединяет исторические районы Фридрихсвердер и Шпрееинзель. Каменный мост, построенный в 1821—1824 годах по проекту Карла Фридриха Шинкеля, сменил старый деревянный Собачий мост через Шпрее. В 1951—1991 годах мост носил имя Маркса и Энгельса.

Сохранившиеся карты Берлина и Кёльна позволяют сделать вывод о том, что мост на этом месте существовал уже в XV веке. Он был необходим для доставки строительных материалов для первого берлинского Городского дворца через Купферграбен, который в то время носил название Медной канавы. Деревянный семиарочный мост на сваях с откидной средней частью назвали Собачьим: по нему со своими собаками отправлялись на охоту в Тиргартен царственные обитатели Городского дворца. Несмотря на все изменения, коснувшиеся Городского дворца и Унтер-ден-Линден, Собачий мост сохранился до 1736 года, когда его перестроил придворный плотник Бириг. Современная конструкция с системой противовесов для поднятия моста была создана в 1738 году. В 1806 году по этому мосту в Берлин въехал Наполеон.

Строительство нового парадного моста было поручено архитектору и старшему тайному советнику по вопросам строительства Карлу Фридриху Шинкелю, который представил первый проект моста в 1819 году. Строительство моста стало важной задачей в рамках нового оформления всей территории от Городского дворца до Оперной площади, ансамбль которой дополнили перестроенный Люстгартен и Новая караульня. Новый сводчатый мост предполагалось возвести из песчаника в три сегмента равного размера, чтобы он пропускал речной транспорт без разводных частей.

29 мая 1822 года состоялась церемония закладки первого камня в основание моста, и по этому случаю мост получил название Дворцовый. На 29 ноября 1823 года было назначено бракосочетание кронпринца Пруссии и будущего короля Фридриха Вильгельма IV. За день до этого ещё недостроенный Дворцовый мост был торжественно открыт. Берлинское студенческое общество в честь высокопоставленной невесты Елизаветы Людовики организовало факельное шествие к Люстгартену, на временном деревянном мосту возникла давка, люди падали в воду. Более 20 человек погибло, однако сообщений о трагическом происшествии в прессе не появилось по соображениям цензуры. Окончательно мост был передан в эксплуатацию лишь в 1824 году. Проект Шинкеля предусматривал для украшения моста восемь монументальных фигур на тему победы в Освободительных войнах, но из-за нехватки средств скульптуры были установлены лишь в 1857 году, уже после смерти архитектора.

В 1912 году русло Купферграбена было углублено, а в 1938 году мост был укреплен железобетонными конструкциями. Во Вторую мировую войну в отличие от соседних мостов Шлосбрюкке уцелел, получив лишь лёгкие повреждения во время боевых действий весной 1945 года. Скульптуры моста ещё в 1943 году были вывезены на хранение на запад.

В результате послевоенного раздела города на сектора мост оказался в советском секторе Берлина. В 1950—1952 году мост был отремонтирован, но скульптуры остались в западной части города. 1 мая 1951 года отреставрированный мост был переименован в мост Маркса и Энгельса в соответствии с новым названием Дворцовой площади. Лишь в 1981 году в рамках внутригерманского культурного обмена исторические скульптуры вернулись в Восточный Берлин, были отреставрированы и в 1983—1984 годах вернулись на свои постаменты на мосту. До августа 1989 года шла работа над другими деталями моста: были установлены новые фонари, обновлены декоративные элементы постаментов и ограждение и отремонтированы опоры.

3 октября 1991 года, в первую годовщину объединения Германии мосту было возвращено историческое имя Шлосбрюкке. В 1995—1997 годах был проведён капитальный ремонт моста.

Унтер-ден-Линден (нем. Unter den Linden — «Под липами»)

Унтер-ден-Линден — один из главных и наиболее известный из бульваров Берлина, получивший своё название благодаря украшающим его липам.

Длина улицы составляет 1 390 метров, максимальная ширина — 60 метров. Улица идёт от Бранденбургских ворот и Парижской площади на восток до реки Шпрее, где Унтер-ден-Линден сменяет дальше улица Фридриха Вильгельма, переименованная после Второй мировой войны в ГДР в Карл-Либкнехт-штрассе.

Липы появились на месте современного бульвара в 1647 году по приказу Фридриха Вильгельма. По этой дороге «Великий курфюрст» ездил верхом из королевского дворца в свои охотничьи угодья в Тиргартене. 1000 лип и 1000 ореховых деревьев образовывали аллею в шесть рядов. В 1770 году Фридрих II решил застроить аллею парадными зданиями. Для этого было снесено 44 дома, не отвечавших представлениям короля. На их месте было построено 33 особняка для высшей знати и просторные дома для зажиточных горожан. Пыльная дорога превратилась в элегантную улицу, ставшую визитной карточкой прусской столицы.

Западная часть улицы, идущая от Бранденбургских ворот на запад и проходящая через парк Большой Тиргартен, называется сейчас улица 17 Июня в память о трагических событиях в ГДР 17 июня 1953 года (подавление коммунистами народного восстания).

Центр «Топография террора» (Topographie des Terrors).

Музей расположен там, где с 1933 по 1945 год размещалась штаб-квартира гестапо, этой ужасной и жестокой тайной полиции нацистского режима. Весь квартал подвергся опустошительным бомбардировкам и был снесен после Второй мировой войны. Однако, в ходе реконструкции города, когда с развалин вывозили обломки, были найдены секретные туннели и камеры, где содержались и подвергались пыткам противники нацистов. Таким образом, в 1987 году, по случаю 750-летнего юбилея Берлина, было решено устроить здесь выставку под открытым небом, рассказывающую о зверствах нацистов.

Выставка пользовалась таким успехом, что она стала постоянной. В последующие годы продолжились раскопки подземных помещений, а в 2010 году для размещения экспонатов было возведено огромное здание, напоминающее ангар, выставочная площадь которого составляет 800 квадратных метров. В то же время для публики были открыты подземные туннели и камеры, посещение которых вызывает самые сильные и поразительные эмоции во время визита в этот музей.

Впечатляющие щиты с фотографиями, подобранными на определенные темы, перенесут вас в то мрачное время, воссоздавая жестокость, пытки и методы вырывания нужных показаний этой безжалостной полиции Гитлера. Прекрасно проиллюстрированы те этапы политики террора, которые привели к гибели тысяч людей, а также названы и показаны лица, которые несут ответственность за преступления, совершенные как в Германии, так и в остальных частях Европы в период с 1939 по 1945 год.

В центре также собраны свидетельства об общей атмосфере молчания и соглашательства в отношении методов гестапо, которая позволила установиться этой ужасной системе.

Кроме того, от музея начинается длинный участок Берлинской стены, который не был снесен после объединения Германии. Вы можете увидеть его на Нидеркирхнер-штрассе (Niederkirchnerstrasse), где этот отрезок тянется на протяжении приблизительно 200 метров.

Любопытный факт: одна из секций выставки фотографий расположилась в траншее, вырытой перед фундаментом подвалов гестапо, где политических заключенных допрашивали, пытали и, вероятней всего казнили.

Чекпойнт Чарли (Checkpoint Charlie)

Чекпойнт Чарли — это одно из самых известных и посещаемых мест города, неизменно присутствующее во всех шпионских фильмах о холодной войне.

Этот блокпост был сооружен в 1961 году и действовал до падения Берлинской стены. Он был главным переходом между двумя Берлинами для военных, дипломатов, иностранцев, а также для простых граждан, у которых были родственники в Восточной Германии.

На западной стороне перед деревянной пограничной будкой стоял большой щит, на котором было написано: «Вы выезжаете из американского сектора». Эта надпись была сделана на четырех языках — английском, французском, русском и немецком — и как будто предупреждала об опасности, грозившей тому, кто покидал свободный мир.

Прежде чем пересечь границу, что было довольно сложным делом, требовалось предъявить пропуск и поменять марки ФРГ на валюту Восточной Германии.

То, что вы видите, — это точная копия пропускного пункта Чарли, так как оригинал в настоящее время хранится в Музее союзников (Alliierten Museum), расположенном в районе Далем (Dahlem). И все же это место остается одним из самых волнующих во всем Берлине.

Здесь разворачивались многочисленные драматические события. Достаточно вспомнить, как в октябре 1961 года именно тут стояли друг напротив друга американские и советские танки. Лидерами данных стран тогда были Кеннеди и Хрущев, а это противостояние ознаменовало собой высшую точку напряжения, которое могло привести к ядерной войне.

Однако, событие, потрясшее всю Германию, произошло в 1962 году, когда восемнадцатилетний Петер Фехтер попытался перелезть через Берлинскую стену и был ранен открывшими по нему огонь солдатами ГДР. Юноша погиб от потери крови примерно через час мучений, так как пограничники с обеих сторон, как западногерманские, так и восточногерманские, бездействовали, не будучи уверены, какая из сторон имеет право вмешаться. Все это происходило на виду у множества потрясенных свидетелей.

Этот и другие эпизоды представлены на панелях фотовыставки под открытым небом, которая рассказывает об этапах холодной войны, с 1947 по 1991 год, и позволяет глубже погрузиться в трагическую атмосферу той эпохи.

Любопытный факт: название «Чекпойнт Чарли» происходит от кодового обозначения НАТО. На основании этой системы два других существовавших на тот момент контрольно-пропускных пункта, размещенных в Хельмштедте и Драйлиндене, именовались, соответственно, Чекпойнт Альфа и Чекпойнт Браво.

Бранденбургские ворота (Brandenburger Tor)

Знаменитые Бранденбургские ворота являются самым известным и фотографируемым памятником в Берлине.

Они были построены немецким архитектором Карлом Готтгардом Ланггансом в 1791 году по распоряжению короля Пруссии Фридриха Вильгельма II и были призваны служить символом мира и единения между народами. При создании ворот архитектор взял за образец афинские Пропилеи — монументальный парадный вход в Акрополь греческой столицы. Ворота образованы шестью колоннами на каждой стороне, что создает пять проходов. Центральный проход был предназначен для королевской семьи, а простой народ пользовался боковыми проходами. Вершину венчает знаменитая статуя «Квадрига победы». Эта работа Иоганна Готфрида Шадова представляет собой богиню победы Викторию, управляющую колесницей с четырьмя лошадьми.

Как вы увидите, к воротам примыкают два боковых крыла, в которых когда-то размещались таможня и караул. Сейчас в них расположены информационное бюро и любопытное помещение, называемое «Зал молчания», предназначенное для того, чтобы дать людям возможность помедитировать и поразмышлять о ценности братства.

Бранденбургские ворота, которые являются триумфальной аркой и историческим входом в город, стоят на Парижской площади. Некогда эта площадь представляла собой своего рода «парадную гостиную» города, да и сейчас она является идеальным символом приветствия гостей столицы. Площадь отделяет парк Тиргартен (Tiergarten) от величественного бульвара Унтер-ден-Линден (Unter den Linden).

Бранденбургские ворота приобрели огромное символическое значение во время холодной войны, потому что они находились на границе между двумя Берлинами. Именно отсюда 13 августа 1961 года началось строительство Берлинской стены, и ворота стали одним из восьми пропускных пунктов для жителей Западного Берлина, желающих посетить родственников в Восточном Берлине.

Любопытный факт: в 1806 году Наполеон приказал перевезти Квадригу в Париж. Немцы смогли забрать ее обратно только в 1815 году, после окончательного поражения Бонапарта. По этому случаю, чтобы отпраздновать победу, художник Карл Фридрих Шинкель вложил в руки богини жезл с железным крестом в обрамлении дубового венка, над которым возвышается орел, символ Пруссии.

Мемориал жертвам Холокóста

Мемориал жертвам Холокóста (Denkmal für die ermordeten Juden Europas) — это самый крупный мемориальный комплекс, установленный немецким правительством в память о евреях, погибших в Холокóсте.

Его дословное название — «Мемориал памяти убитых евреев Европы». Как вы можете заметить, он занимает целый квартал. Нужно сказать, что это место было выбрано совсем не случайно. Дело в том, что здесь когда-то стояли здания, принадлежавшие Йозефу Геббельсу, одному из самых влиятельных и безжалостных нацистских преступников.

Мемориал жертвам Холокоста был спроектирован архитектором Питером Айзенманом и «Бюро Хэппольда» (Buro Happold). Он открылся в 2005 году. Перед вами открывается огромный лабиринт из 2711 бетонных блоков, похожих на установленные вертикально саркофаги различной высоты.

Не существует ни определенного маршрута для посетителей, ни единственного выхода. Потеряйтесь в этом лабиринте, пока путь не приведет вас в его центр, где бетонные блоки становятся более массивными, а тени удлиняются. Ориентиры пропадают, а мрачный и торжественный пейзаж сопровождает вас в этом путешествии, затрагивая струны вашей души, что позволяет вам в полной мере осознать трагедию, пережитую еврейским народом.

В «сердце» лабиринта находится информационный центр, где хранится память о шести миллионах евреев, ставших жертвами Холокоста. Некоторые залы рассказывают об ужасной судьбе сотен отдельных людей и целых семей: голос повествует об их жизни, в то время как мы видим видеоизображения их лиц.

Недалеко от Мемориала жертвам Холокоста, на одной из сторон Эберт-штрассе (Ebertstrasse), вы обнаружите еще один мемориал пострадавшим от преследований нацистов. Он посвящен памяти гомосексуалов и выглядит, как серый куб. Если вы заглянете внутрь, то вы увидите короткий фильм с двумя целующимися мужчинами.

Любопытный факт: Мемориал жертвам Холокоста вызвал общественную полемику, потому что при его сооружении использовались краски с защитой от граффити, изготовленные фирмой Degussa. Эта фирма в период нацизма была пособником геноцида: она производила отравляющий газ «Циклон Б», применявшийся в лагерях смерти.

Рейхстаг (Reichstag)

В здании Рейхстага располагается немецкий парламент.

После столетий существования в виде отдельных небольших государств в 1871 году Германия объединилась, и Берлин стал ее столицей. Было решено построить здание Рейхстага или просто Рейхстаг (Reichstag) — само это слово использовалось для обозначения парламента Германской империи. Такое название парламент сохранил и после Первой мировой войны, когда монархия была отменена. Именно здесь, из одного из окон, на которые вы сейчас смотрите, 9 ноября 1918 года депутат Филипп Шейдеман провозгласил Германию республикой.

Это здание по проекту немецкого архитектора Пауля Валлота было долгостроем, и церемония открытия состоялась только в 1894 году. Оно использовалось как резиденция парламента вплоть до того момента, когда 27 февраля 1933 года было повреждено пожаром. Это событие изменило судьбу здания и Германии: Гитлер обвинил коммунистов в поджоге и использовал это как предлог, чтобы расправиться с политическими противниками и установить таким образом диктатуру.

Хотя после пожара здание было заброшено, именно на его развалинах 30 апреля 1945 года войска Красной армии водрузили советский флаг в знак взятия города. Несмотря на это, в послевоенный период Рейхстаг остался в западной части Берлина вне зоны советского господства.

Таким образом, никто не забыл о его символическом значении. Только подумайте: в 80-е годы многие звезды, например, Дэвид Боуи, Майкл Джексон и Pink Floyd выбрали это здание как площадку для своих концертов.

Когда после объединения двух Германий и сноса Берлинской стены Берлин вернул себе роль столицы, лишив этого статуса Бонн, Рейхстаг вновь стал использоваться по своему прежнему назначению, и с 1999 года в нем размещается бундестаг, то есть парламент ФРГ.

Реконструкция здания была проведена по проекту английского архитектора Нормана Фостера, который сохранил внешний вид строения, но добавил грандиозный купол из стекла.

Любопытный факт: с 23 июня по 6 июля 1994 года Рейхстаг превратился в произведение искусства. Пара эксцентричных художников, Христо и Жанна-Клод, обернули строение в сто тысяч квадратных метров серебристой ткани. Зачем? Чтобы отдать дань уважения этому зданию, сыгравшему столь важную роль в европейской истории, изменив его облик, пусть лишь на время.

Поделиться ссылкой: