Будапешт …

Уникальный и блистательный Будапешт раскинулся на низменности в окружении Карпат и Альп на берегах Дуная. На правом холмистом берегу, стоят два древних района города – Буда и Обуда, на левом, равнинном – район Пешт. До второй половины XIX века это были три разных города. Объединение этих частей в 1873 году положило началу этому городу.

Будапешт - Budapest

Сегодня это город с древней историей и культурой, семью красивейшими мостами, термальными источниками и курортами. Мы вам предлагаем прогуляться по его вымощенным улицам с маленькими домиками, величественными замками и крепостями, чтобы в полной мере оценить его достоинства и почувствовать жизненную силу. Практически каждое строение в Будапеште является достопримечательностью.

Будапешт в Европе считается жемчужиной Дуная. И это неспроста –  раскинувшись на холмистой местности, город богат на памятники старины. Первые поселенцы на этой территории появились две тысячи лет назад. Сначала это были  кельтские племена, затем в I веке их сменили римляне. Венгры здесь заселись в 896 году. Этим и объясняется сегодняшний облик столицы Венгрии. В ней мирно уживаются прошлое, настоящее и будущее.

В местных ресторанах мы вам предлагаем попробовать венгерский гуляш и паприкаш. В качестве сувениров желательно приобрести местную вышивку, кружева, керамику и фарфор с росписью ручной работой. И не забудьте в свободное время с фотоаппаратом совершить прогулку по Дунаю на кораблике, а вечером пройтись по набережной города.

Наша экскурсия по Будапешту начнется с моста Эржебет. Далее мы подойдем к курорту Рац и выясним историю создания купальни этого термального источника. Затем мы познакомимся с историческим дворцом Варкерт и узнаем, что такое Варкерт базар. Но на этом наше путешествие не заканчивается, впереди нас ждет Крепостной холм. Чтобы туда подняться, придется пройти немалое расстояние в гору. Там мы увидим Будайскую крепость со сторожевыми башнями, величественный дворцовый комплекс, знаменитые музеи Венгрии, площадь Святого Георгия со старинными архитектурными строениями – дворцом Шандора и Замковым театром. Кроме того, вы услышите венгерские легенды и сказания, которые связаны с этими сооружениями. С высоты холма вы увидите всю красоту Дуная, его восточного берега и окрестности Буды. В качестве аттракциона, с Будайского холма мы вам предлагаем спуститься на старинном фуникулере.

Мост Эржебет

Мост назван в честь Императрицы Австрии и Королевы Венгрии – Амалии Евгении Елизаветы или Елизаветы Баварской (венг. Эржебет). Она была супругой Императора Франца Иосифа I, правившего Австрийской империей почти 70 лет вплоть до 1916 года.

И в Австрии, и в Венгрии, Франц Иосиф служил непререкаемым авторитетом, а его очаровательная супруга Елизавета пользовалась искренним обожанием подданных. Эту любовь австрийцы сохраняют более 100 лет. Ее как и тогда предпочитают называть уменьшительным именем Сисси.

Но вернемся к мосту Эржебет. Третью постоянную переправу через Дунай, после мостов Сечени и Маргит, решили строить в конце 19 века. Для чего объявили международный конкурс, в котором приняли более 50 проектов американских и европейских инженеров. Лучшим признали проект немца Юлиуса Кюблера (Julius Kubler), предложившего вантовую конструкцию. Однако венгерская промышленность не смогла изготовить качественные ванты, тогда и решили построить однопролетный цепной мост по проекту венгерских инженеров Аурела Цикелиуса и Антала Кендла.

Строительство моста начали в 1897 году, а его торжественное открытие состоялось 10 октября 1903 года. Общая длина моста составила почти 380 метров, ширина – 18 метров. Длина центрального пролета – 290 метров. До 1926 года это был самый длинный однопролетный цепной мост в мире.

Не обошлось без скандала. Будайский конец моста Эржебет строился в непосредственной близости от подножия холма Геллерт. Это потребовало сложного расположения дорог для подведения их к мосту. Тут и вскрылось, что явно неудачное положение моста неслучайно. Земельный участок в районе строительства принадлежал одному из членов городского совета. Тот хотел сделать состояние на продаже этого участка под стройку и подкупил других членов совета.

По мосту проходили четыре дорожные полосы (по два в каждом направлении) и две тротуарные дороги шириной 3,5 метра каждая. Первоначально на мосту Эржебет не было трамвайной линии, она появилась только в 1914 году. 18 января 1945 года в конце Второй Мировой войны Мост Эржебет был взорван отступающими немецкими войсками.

Через 15 лет после разрушения начинается строительство фактически нового моста по проекту венгерского инженера Кароя Шавоша. В основу положили уже вантовую конструкцию, которая эстетически повторяет идею цепной конструкции. Но новый мост стал шире на 9 метров, длина мостового пролета такая же, как и старого Моста Эржебет – 290 метров. Тестовые испытания моста были проведены с использованием 126 грузовых автомобилей, груженых песком. 21 ноября 1964 года легендарный мост снова соединил Буду и Пешт.

Проект освещения Моста Эржебет создан в 2000-х годах всемирно известным японским специалистом в области световой техники Мотоко Ишии (Motoko Ishii) к 140-летию установления дипломатических отношений между Японией и Австро-Венгерской монархией, и 50-летию дипломатических связей между Японией и Венгрией. Теперь в дни национальных праздников мост окрашивается в цвета национального флага Венгрии.

В 2005 году на мосту Эржебет был поставлен мировой рекорд по количеству целующихся, над водами Дуная одновременно поцеловались 5875 пар. Этот факт был удостоен вниманием Книги рекордов Гиннеса.

Итак, семь мостов деликатно пересекают в черте Будапешта прекрасный Голубой Дунай. Они словно нитки жемчуга связывают Буду и Пешт. Каждый из них обладает своей собственной историей и легендами. О некоторых из них мы уже рассказали, добавим несколько слов и об остальных.

Следующий мост ниже по течению – Мост Свободы (Szabadsag hid) был построен в 1894 году. В открытии моста, приуроченном к 1000-летию Венгрии, участвовал император Франц Иосиф. По этому случаю и назвали мост именем августейшей персоны.

На вершине каждого столба на этом мосту Будапешта находится турул – мифическая венгерская птица, стоящая на золотом шаре. Архитекторы считают Мост Свободы одним из самых красивых мостов в мире.

Еще ниже по течению за мостом Свободы находится Мост Петёфи (Petofi hid) названный в честь революционного поэта Шандора Петёфи (Sandor Petofi). Возможно, вид его не так романтичен. Зато расположенный в южной части города, он является важной частью транспортной инфраструктуры Будапешта. До 1945 года, мост носил имя Миклоша Хорти. Как мы помним, его называли “адмиралом без моря”.

Самый южный из всех мостов Будапешта – мост Ракоши, в 2011 году его переименовали в мост Ладьманьоши. Он же и самый современный мост – его открыли в 1995 году. Его необычность в том, что на специальных конструкциях закреплены гигантские зеркала, которые освещают дорогу равномерно с 35 метровой высоты. На Пештской стороне моста находится Национальный Театр, который был построен в 2002 году.

Гора Геллерт. Цитадель и купальни

Одной из главных достопримечательностей Будапешта считается гора Геллерт, с которой открывается великолепная панорама города. Особенно хорошо с его смотровой площадки видна Будайская крепость, а также остров Маргит и, конечно, величественный Дунай. В истории города и всей страны эта гора не раз играла важную роль, поэтому расположенные здесь памятники и монументы как нельзя лучше поведают о прошлом Венгрии.

Свое название гора получила в память о епископе Геллерте – духовном наставнике короля Иштвана и посланнике Папы Римского. Его миссией было распространение христианства среди венгров. Не разделявшие религиозную ориентацию своего короля венгры-язычники сбросили епископа с этой горы в Дунай, заточив его в бочку с вбитыми вовнутрь гвоздями. Недаром, говорят, что Геллерт – аналог немецкой горы Брокенберг, где каждый год 1 мая любят устраивать шабаш ведьмы.

В настоящее время на одном из склонов горы стоит памятник Святому Геллерту, окруженный изящной колоннадой. А чуть ниже из недр земли бьет небольшой, но красивый водопад. Можно также увидеть и памятник королю Иштвану, который стоит у входа в костел, расположенный прямо в пещере. Во времена коммунистического режима вход в пещеру был замурован, но в наши дни посетить костел может любой желающий.

На вершине горы находится цитадель, построенная австрийцами в середине 19 века для контроля над Будапештом. В годы Второй мировой войны здание крепости служило казармой, госпиталем, складом боеприпасов и имело важное стратегическое значение. Здесь же находился вход в бункер, служивший центром немецкой системы противовоздушной обороны. Сложная многоярусная конструкция имела много помещений, шахт и потайных ходов, по которым можно было выйти и оказаться в разных частях города далеко за пределами горы.

Сегодня в бункере расположен Военный музей, в котором хранится большое число фотографий и архивных документов, а также при помощи восковых фигур воссоздана атмосфера военных лет. А сама цитадель, сильно пострадавшая после серии авиаударов и артобстрелов, была реконструирована и распахнула свои двери для гостей города, но уже в качестве уютной гостиницы.

Но, пожалуй, самым выдающимся сооружением на горе Геллерт считается 40-метровый монумент женщины с поднятой над головой пальмовой веткой. Установленный в 1947 году памятник изначально назывался Монументом Освобождения. Здесь же стоял бронзовый памятник советскому солдату, были выгравированы имена 164 советских героев, принимавших участие в освобождении города. После 1990 года имена были стерты, а звезда и бронзовый солдат убраны, чтобы ничто не напоминало о коммунистическом прошлом. А монумент с женщиной стали именовать Памятником Свободы.

Всю территорию горы Геллерт нередко называют парком, так как здесь высажено много растений. Жители и гости города любят прогуливаться по местным дорожкам, любуясь многочисленными статуями и скульптурами. Одной из красивых и символичных считается композиция «Буда встречает Пешт».

Благодаря геологическому излому у горы Геллерт обнаружили несколько термальных источников. На их основе у подножия горы было построено 3 купальни. Самой престижной из них считается купальня «Геллерт». Она получила название в честь горы, у подножия которой находится. Купальню построили в 1918 году, сегодня это огромный спа-комплекс, многочисленные открытые и закрытые бассейны которого питают термальные источники горы. Другие две купальни – «Рац» и «Рудаш» – классом ниже, зато они примечательны тем, что появились еще во времена турецкого владычества.

Вообще термальные воды в районе современного Будапешта местах известны с древних времен. Кельты, пришедшие на эти земли, принесли виноградную лозу и были первые, кто познал целительную силу вод, называли это место «Ак-лук», что значит «обильные воды». Римские легионеры, последовавшие на эти благодатные земли, назвали поселение Аквинк и построили первые термы. Остатки водопровода, термальных бассейнов, дворца с мозаичными полами сохранились в Будапеште до наших дней.

Спустя полторы тысячи лет земли Венгрии завоевали турки, и уже эти полтора века существования Османской империи на землях Паннонии (современной Венгрии) можно считать периодом расцвета купальной культуры.

Остров Маргит. Мосты Маргит и Арпада

Главная природная драгоценность Будапешта – прекрасный остров Маргит, который вблизи огибают два рукава Дуная. С обеими частями столицы он связан мостами Маргит и Арпад, образующими единую линию с легким изломом. Длина острова – 2,5 км. Самая широкая часть острова имеет длину в 500 метров.

Остров является природным заповедником и, благодаря замечательным природным условиям, является замечательным местом отдыха. Здесь можно поправить свое здоровье или просто отдохнуть от столичной суеты.

На острове бьют три термальных источника с лечебной минеральной водой. В медицинских целях их стали использовать с середины двадцатого века, когда по предложению жены императорского наместника Йозефа здесь были поставлены термы. Проект терм Маргит в стиле неоренессанс подготовил выдающийся архитектор той эпохи Миклош Ибл.

Гостей острова принимают два первоклассных отеля. Один из них – знаменитый Гранд-отель «Рамада». Его история насчитывает 120 лет. Гостиницу пришлось полностью реконструировать в 1987 году. Но при восстановлении была сохранена пышная архитектура старинного здания, фасад которого по-прежнему украшает остров со стороны Дуная.

Внутри здание преобразилось полностью – новый современный интерьер и украшающая его подсветка добавили новизны и вдохнули новую жизнь. Другой отель «Маргитсигет», был построен по соседству в 1979 году. Оба отеля соединены между собой и представляют собой единый комплекс, способный принять одновременно 700 гостей. Внутри располагаются современный бальнеологический и лечебный центр, оснащенный новейшим оборудованием и приборами.

Остров располагает к душевному времяпрепровождению. К услугам его гостей – парк, альпийская горка, розарий, фонтаны, теннисные корты, спортивные и любительские бассейны. На острове Маргит есть даже пляж «Палатинус». А тем кто предпочитает прогулки, понравится живописный японский садик, неподалеку от которого – летний театр, где ежегодно проводятся театральные фестивали.

Примечательны мосты, которые соединяют остров с районами Будапешта – мосты Маргит – в южной части острова и Арпад – в северной.

Мост Маргит

Первый из них носит имя принцессы Маргит, дочери короля Белы IV, который после нашествия татаро-монгол заново отстраивал страну.

Это второй постоянный мост через Дунай. Первым был цепной мост Сечени. Мост же Маргит построен в 1876 г. по проектам французского инженера Эрнеста Гуэна, с участием бюро Эйфеля и, соответственно, с французским изяществом. Увы, от этого изящества остались лишь ростры кораблей, украшающие опоры моста.

Все составные элементы моста: опорные арки, перила, фонари и скульптуры были сделаны во Франции и готовыми привезены в Будапешт. Гранит для облицовки опор, привезли из Австрии.

Строительство моста повлекло за собой изменение русла Дуная и создание острова Маргит, путём соединения двух островов в единое целое. Мост посередине получил излом под углом 150 градусов для того, чтобы два его крыла стояли точно перпендикулярно течению обоих рукавов Дуная. В 1900 г. к главной опоре моста был пристроен боковой мостик, соединяющий его с островом Маргит.

Длина моста составляет 607 м, а первоначальная ширина была около 17 м. На обоих берегах Дуная стояло по паре таможенных построек, где надо было платить за переход через мост. Мост Маргит, за время своего существования неоднократно подвергался различным, иногда весьма значительным, перестройкам. Первоначально покрытие моста было сделано из деревянной брусчатки, которую в 1920 г. заменили на каменную. До 1896 г. по мосту ходила конка, которую затем сменило трамвайное движение.

Интересно отметить, что трамвайные пути проходили не по середине моста, а рядом с тротуаром и движение было левостороннее. Рассчитанный на пешеходное движение и конную тягу, мост довольно быстро исчерпал свой ресурс и уже в 1935 г. был практически полностью перестроен венгерскими инженерами. Мост не только расширили на 4 метра, но даже заменили металлические опорные арки моста, увеличив их радиус, причём перестройка моста происходила без прекращения движения по нему, что и в наши дни, пожалуй, является не простой задачей. Кстати, методика ремонтных работ, разработанная в те годы, до сих пор применяется специалистами разных стран.

Во время Второй мировой войны все мосты Будапешта были взорваны гитлеровцами. Первым, 4 ноября 1944 г., в 12 часов, взлетел на воздух мост Маргит. Пролёты со стороны Пешта рухнули в воду. В результате неожиданного взрыва погибло много людей. 18 января 1945 г., отступающие немецкие части уничтожили и пролёты с будайской стороны.

После войны мост был восстановлен со значительно изменённой конструкцией. Вместо 8 опор были сделаны 6. Радиус опорных арок был увеличен на 25%, чтобы выдержать нагрузку удлинённых пролётов моста. Ширина достигла 25 м.

К сожалению, французское изящество сменил суровый соцреализм. Исчезли канделябры с грифонами, поддерживающими фонари. Ажурные решётки перил заменили на стандартные. За ненадобностью убрали и таможенные домики. Однако и сейчас этот мост является одним из красивейших мостов Будапешта.

Мост Арпада (Arpad hid)

Мост Арпада (Arpad hid) был назван в честь лидера семи племен венгров, которые пришли в Карпатский бассейн в 9-ом столетии.

Это самый длинный и самый загруженный из мостов Будапешта. Его длина с подъездными частями составляет почти два километра.

В 1939 году власти решили, что рабочие из Обуды должны иметь возможность легко добраться во все районы города, чем и была обусловленная потребность в строительстве моста. Однако, работа была отложена из-за Второй мировой войны и новая переправа открылась только в 1950 году. При открытии мост получил имя … Сталина. Название просуществовало всего 8 лет, после чего ему присвоили имя легендарного венгра.

Костел Святой Анны

С южной стороны площади Баттьяни расположен Костёл Святой Анны. Это одна из наиболее красивых будапештских церквей, построена в стиле итальянского барокко.

Проект разработал архитектор Кристоф Хамон. Строительные работы были начаты в 1740 году, а завершены – в 1762 г. Завершал работы по возведению костёла Святой Анны уже другой архитектор – Матьяш Непауэр.

Следующие два столетия своего существования костёл много страдал от наводнений, войн и землетрясений. 20-й век едва не стал для Костёла Святой Анны последним, поскольку рассматривался вопрос о его сносе в связи со строительством метро. Однако у власти хватило благоразумия скорректировать план подземной линии. Более того, в костёле с 1970 по 1984 гг. провели реставрацию.

Фасад здания украшают две стройные высокие колокольни работы Антона Эбергарда и Леонгарда Эбера. Главный вход находится «под охраной» символических фигур Веры, Надежды и Любови. Над этими фигурами установлен герб Буды. В верхней нише расположены статуи Богородицы и Святой Анны.

Те, кто найдет возможность заглянуть внутрь храма, увидят внутреннюю роспись купола, выполненную Палем Мольнаром и Белой Контуем в 1938 году. Росписи боковых алтарей принадлежат Францу Вагеншону и Антоном Эбергардом, а алтарь Святой Анны выполнен резчиком Кароем Бебо.

Гордостью костёла св. Анны является орган. Поэтому все, кто любит случать органную музыку, обычно посещают воскресную мессу. Во время концерта здание костёла иллюминировано, что дает возможность осмотреть костёл в новом свете.

Собор Св. Матьяша

В центре Замкового района Буды возвышается Церковь св. Матьяша (Matyas-templom) – редкий для Будапешта образец готической архитектуры. Согласно церковной традиции, храм возник в 1015 году, но погиб в 1242 от монгольского нашествия. Существующее здание было построено из красного кирпича с 1250 по 1270 гг. при Беле IV. Затем с получением Будой столичного статуса храм был расширен. Позже на волне роста национального самосознания в конце 19-го века обветшавший храм был восстановлен и модернизирован. Но обо всем по порядку.

В плане Собор св. Матьяша имеет неправильную прямоугольную форму с выступающей апсидой. В центральной части главного фасада расположены ворота, над которыми находится готическое окно-розетка. В юго-западном углу храма возведена колокольня высотой 80 метров, это самое высокое сооружение Будайского замка.

Строго говоря, официальное название собора – Церковь Девы Марии, но так сложилось, что величают ее в честь великого венгерского короля, Матьяша Корвина (Matthias Corvinus), который управлял Венгрией в 1458-90 годах. Он прославился как покровитель искусств и просвещения. Подданные уважали его за то, что он восстановил венгерское государство после длительного периода феодальной анархии. Матьяш пожертвовал средства на сооружение двух больших церковных башен, и его герб можно найти на южной башне.

700-летняя история церкви служит как символом процветания города, так и напоминанием о трагических страницах истории. Церковь была местом нескольких коронаций, включая инаугурацию в 1916 году Карла IV – последнего короля Габсбургов. Здесь же состоялись две свадьбы Короля Матьяша: первая – с Екатериной Подебрад, а после ее смерти, вторая – с Беатрис Арагонской.

Любой венгерский историк скажет, что самым темным периодом в истории церкви было полуторовековое турецкое иго. Подавляющее большинство духовных сокровищ церкви было эвакуировано во временную венгерскую столицу – Пожонь (ныне – Братислава). После захвата турками Буды в 1541 году церковь стала главной мечетью города.

Пришельцы с Востока постарались убрать все напоминания о христианской природе храма. Фрески, которые ранее украшали стены здания, были замазаны, а внутренняя обстановка была полностью разрушена.

Во время освобождения Буды от турков церковь св. Матьяша стала местом одного чуда – так называемого, Удивления Марии…

В 1686 году во время осады Буды Святой Лигой, созданной Папой Римским для отпора Османской империи, стена церкви разрушилась от попавшего снаряда. Оказалось, что позади стены была скрыта старая статуя Мадонны. Скульптура Девы Марии появилась как раз тогда, когда мусульмане решили помолиться перед битвой. Неожиданное появление Богородицы якобы сломило их моральных дух и крепость была сдана в тот же день.

После турецкого изгнания в 1686 году была сделана попытка восстановить церковь в стиле барокко, но результаты оказались явно неудачными. Только во время большого архитектурного бума к концу 19 столетия зданию вернули большую часть его прежнего лоска.

Архитектором, ответственным за эту работу, стал Фридеш Шулек (Frigyes Schulek). Мало того, что церковь была восстановлена согласно ее оригинальному плану 13-ого столетия, удалось даже раскрыть многие ранние оригинальные готические элементы. Одновременно Шулек дал волю и собственной архитектурной фантазии. Так на крыше древнего храма появились узорчатые плитки знаменитой печской фабрики «Жолнаи», а на шпиле пристроились грозные горгульи. Такое сочетание модерна и подчеркнуто исторической реставрации вызвало споры. Но безусловно одно: храм св. Матьяша – один из узнаваемых и ярких символов Будапешта.

Шулеку мы обязаны и великолепным интерьером трехнефного храма. Главная жемчужина внутреннего убранства – цветные витражи. Настенная роспись выполнена венгерскими художниками К. Лотцем и Б. Секеем. В северо-западном углу церкви, под башней Белы сохранились две невысокие колонны 1260 года. Скульптуры на вершинах колонн изображают монахов, читающих книгу и демонических животных, борющихся друг с другом. Здесь же находится баптистерий с неороманской купелью.

Если зайдете вовнутрь – обязательно посетите музей религиозного искусства, который начинается в средневековом склепе и приводит к Часовне Святого Иштвана. Галерея содержит многие священные реликвии и средневековые каменные резные фигурки. Здесь же можно увидеть точные копии венгерской королевской короны и других регалий.

Главный алтарь, как и многие другие элементы декора церкви создан Фридешем Шулеком в конце XIX века. Над дарохранительницей находится крест, справа и слева от креста картины на сюжеты, посвящённые Введению Богородицы во храм и Пятидесятнице. Над крестом – статуя Пресвятой Девы Марии.

Рыбацкий Бастион. Музей истории

Бастион, то есть зубцеобразный выступ стены, был построен архитектором Фридешом Шулеком между 1895-1902гг на месте старых, частично разрушившихся стен крепости. Недалеко отсюда находится церковь Святого Матьяша, и в былые времена во время осады Будайской крепости гильдия рыбаков отвечала за сохранность этой части стены и самой церкви.

Именно на этом месте некогда существовал рыбный рынок, поэтому построенный бастион и был назван Рыбацким. Он ни разу не был использован в военных целях и до сих пор служит скорее декоративным элементом стены. Бастион построен в стиле неоромантизма. Здесь расположены башенки, балюстрады, аркады, обзорные площадки, с которых открывается великолепный вид на Пешт.

У подножия лестницы, которая ведет к жилому кварталу Визиварош, стоит памятник венгерскому военному и политическому деятелю – Яношу Хуньяди, а на одной из площадок самого бастиона можно найти статую короля Иштвана Святого.

Музей истории

Музей основан в 1887 году как Столичный музей. Базой для его основания послужили раскопки римских поселений, которые велись в то время на территории Будапешта, и раскопки военного поселения Аквинк. В 1894 году открылась выставка в построенном к этому времени одноименном музее.

В это же время начался сбор материалов истории нового времени. Первую выставку материалов истории города Столичный музей открыл в 1899 году в выставочном помещении в Городском парке (Варошлигет).

Создание средневековой исторической коллекции относится к двадцатым годам. Первую выставку материалов средневековой истории Будапешта музей открыл в 1932 году в Рыбацком бастионе. С 1945 года экспозиция находилась в здании бывшей будайской ратуши, а в настоящее время находится здесь, в одном из крыльев Королевского дворца. Музей истории Будапешта делится на три отдела, отражающих историю сложения его коллекций.

Сегодня в задачи Музея истории Будапешта входит собрание, хранение и научная обработка материалов, относящихся к истории города Будапешта и народов, живших на его территории.

Коллекции Музея носят самый разнообразный характер, начиная от археологического материала, включая произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, материалы по истории промышленности и градостроительства до исторических документов. Под руководством Музея вышел фундаментальный труд – пять томов истории Будапешта.

Отдел истории первобытного и античного времени занимается собиранием и хранением археологических материалов, отражающих историю народов, живших на территории Будапешта до прихода венгров. Важной частью коллекции являются материалы бронзового века с острова Чепель, материал Галыптатской эпохи из Бекашмедера и материалы раскопок иллирийско-кельтского поселения в Табане и на горе Геллерт.

В экспозиции Музея выставлены надгробия, статуи, скульптурные портреты, фрагменты античных стенных росписей, алтарная картина Симфоруса из святилища бога Митры и мозаика из дворца Адриана, найденная во время раскопок на острове, в районе судостроительного завода.

Отдел Средневековья занимается собиранием и хранением памятников истории венгерской столицы со времени прихода мадьяров до конца эпохи турецкого владычества. Коллекция состоит главным образом из археологического материала, произведений средневекового искусства и исторических документов из средневековых Буды, Пешта, Обуды и окружающих их крепостных поселений. Наиболее значительные средневековые памятники и самое большое их количество было найдено во время реставраций на территории будайского Королевского дворца. Архитектурный материал включает более 1000 памятников готики и ренессанса. Об образе жизни населения средневекового дворца дают представление предметы быта и орудия производства, различные типы оружия, кухонная утварь, фрагменты стеклянных и гончарных изделий.

Самым богатым является материал эпохи Возрождения, свидетельствующий о блеске и роскоши дворца Матьяша Корвина. Во времена сего славного короля Будайский дворец стал объектом широкого строительства. Именно здесь впервые в Венгрии зародился стиль Возрождения и отсюда распространился по всей стране. А вот материал периода господства в Пеште и Буде турок ограничивается предметами быта и оружием, правда знатоки обнаружат здесь большое количество восточной керамики и бронзовой посуды, оружия и много другого.

Отдел новой и новейшей истории занимается сбором и хранением исторических памятников с 1686 года (времени освобождения от турецкого владычества) до наших дней. Ядро коллекций отдела составляет собрание гравюр с изображениями города, насчитывающее более 1000 листов.

Все значительные события городской жизни отражены в материалах коллекции рукописей и печатных изданий, содержащей различные воззвания и указы городского управления, юбилейные речи, программы концертов, листовки, плакаты, пригласительные билеты, театральные программы и т. п.

Будайская крепость. Фонтан Матьяша Корвина. Лабиринт

Будайская крепость – историческое ядро правобережной части Будапешта. Она манит аппетитным наслоением различных эпох и стилей. Сегодня в крепости имеется три церкви, шесть музеев, много зданий, имеющих историческое значение, памятники, улица, площадь. Здесь есть театр, художественная галерея, четыре гостиницы и множество весёлых уютных ресторанов, кафе. И, конечно же, тут продается много сувениров.

Крепостная гора на берегу Дуная занимала исключительно выгодное положение. Неудивительно, что уже в 13 в. здесь со своим двором поселился король Бела IV. После татарского нашествия он возвел здесь крепость и перенёс сюда резиденцию. Начали строиться церковь Святого Николая, церковь Богородицы и церковь Марии-Магдалины. А для самого короля возвели замок.

К 14 веку Будайская крепость еще не была центром молодого венгерского государства. Только король Сигизмунд, став императором Священной Римской империи, в 1361 году официально перенес свою столицу в Буду. Рядом с простой королевской жилой башней он построил прекрасный готический Новый дворец и начал перестройку крепостной стены, состоявшей до этого из плетня и земляного рва.

При Сигизмунде возвели совершенные для того времени бастионные укрепления. А великолепный замок с его огромным рыцарским залом и оставшейся незаконченной Усеченной башней служили местом рыцарских турниров.

В 15 веке, во время правления короля Матьяша Корвина, Буда считался одним из красивейших городов Европы. Венгерский король добился этого тем же простым способом, что и московские цари. Просто пригласил из Италии лучших архитекторов, которые возвели роскошные дворцы и храмы. Так Буда запульсировал жизнью венгерского Ренессанса.

Со смертью короля Матьяша в 1490 году славная эпоха в истории Будайской крепости закончилась. Прекрасный дворец начал приходить в упадок, хотя королевский двор и старался сохранить свой прежний блеск и роскошь. Однако придворный штат, обремененный долгами, уже не мог оплачивать расходы по содержанию зданий в надлежащем порядке. Многие из них стали просто разрушаться, а ценности распродавались в уплату долгов.

Во время турецкого господства замок, построенный королем Белой, а также Новый дворец короля Сигизмунда и замок короля Матьяша были разрушены. Интересно, что когда турки впервые вошли в Буду в 1526 году после битвы при Мохаче, то Будайская крепость вызвала восхищение даже у завоевателей. Однако туркам не удалось закрепиться на этой территории. Отступая, они сожгли и разграбили дворец и город, большая часть зданий была полностью разрушена, но и тогда осталась красота гордых руин, занимающих вершину холма.

В 1541 году после длительной осады туркам с помощью обмана снова удалось захватить Будайскую крепость. Буда из королевской резиденции превратилась в пограничный город отдаленной провинции огромной Османской империи. Столицей Венгрии стал город Пожонь – ныне это столица Словакии Братислава.

Будайская же крепость с ее великолепными зданиями погибала: и хотя они оставались в относительной сохранности, внутреннее их убранство было полностью разгромлено. Королевский дворец был превращен в казармы и склады, церкви перестроили в мечети.

Господство турок продолжалось долгих 145 лет. На рубеже 16-17 веков армия ополченцев, сформированная из венгерских крестьян, не раз пыталась отвоевать Будайский замок, но безуспешно. Только в 1686 году объединенные христианские армии под предводительством лотарингского князя Карла и баварского курфюрста Максимилиана окружили Будайскую крепость. Штурм следовал за штурмом, однако пушечный натиск и героизм венгерских гайдуков, бывших в атаках всегда первыми не приносили успеха.

Решающая атака началась 2 сентября 1686 года. У Эстердомской ротонды осаждающие пробрались в крепость, пушки замолчали, и началась рукопашная схватка. После гибели паши Абдурахмана турки отступили на территорию королевского дворца, а потом вывесили белый флаг. Буда снова стал венгерским. Но последующие столетия тоже были не особенно счастливыми для Будайской крепости: друг за другом следовали чума, землетрясения, ливни, пожары.

Подлинное возрождение дунайской твердыни началось только в 18 веке, когда над руинами стали возводить новые здания в стиле барокко. В 1703 году Буда становится свободным городом, а в 1784 году – снова столицей Венгрии. В 19 веке Будайский замок приобретает свою завершенную форму. Его полностью перестраивает архитектор Миклош Ибль.

Однако и новые громадные корпуса замка с сотнями залов почти полностью сгорели во время Второй мировой войны.

Тогда в 1944 году, во время взятия Будапешта советскими войсками, замок стал последним очагом сопротивления фашистских войск. Гитлеровские войска с особым упорством защищали крепость, где находился штаб оккупационной армии. Когда в феврале 1945 года сопротивление последних частей вермахта было сломлено, Буда являла апокалипсическое зрелище. В результате артиллерийского и минометного огня не осталось ни одной целой крыши, ни одного неповрежденного фасада. Вынужденные отступать, немцы поджигали красивейшие исторические здания, и их зияющие окна мрачно смотрели на город.

А потом, как и в других европейских городах началась долгая и кропотливая работа по восстановлению крепости. Мастера-реставраторы старались сохранить как можно больше памятников архитектуры и остатки средневековых построек.

Сейчас Будайская крепость представляет собой величественную и прекрасную картину. Над неровной линией крыш домов и небольших дворцов возвышаются готические главы церквей, романские башни и аркады Рыбацкого бастиона, большой фасад и купол королевского дворца…

Главная площадь древней столицы – площадь Троицы с изящным барочным памятником – Чумным столбом. Такие монументы ставили в благодарность Богу за избавление от «черной смерти». Напротив мраморной колонны возвышается ровесник крепости – храм Богородицы, который чаще называют церковью Матьяша.

От площади Троицы во все стороны разбегаются узкие улочки. Бесконечно можно смотреть на черепичные крыши, дубовые резные ворота, закрывающие от посторонних глаз уютные дворики, разноцветные, будто раскрашенные веселым художником фасады домов, шпили древних соборов.

За бывшим Монастырем кармелитов и действующей резиденцией президента Венгрии целый квартал занимает огромный респектабельный комплекс – Королевская резиденция. Это парадная часть крепостного района. В бывшей Королевской резиденции сейчас находится Национальная галерея, Музей истории Будапешта, Библиотека имени Сечени. Двор резиденции украшен фонтанами и яркими клумбами с цветами. Перед входом в Национальную галерею стоит конная скульптура – памятник принцу Евгению Савойскому, освободившему Буду от турок.

В 2002 году Будайская крепость была занесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Одним из главных украшений Будайского дворца считается фонтан Матьяша Корвина, изображающий сцену охоты.

Матьяш Корвин, пожалуй, самый почитаемый венгерский король после Святого Иштвана. При нем в 15 веке средневековое Венгерское королевство достигает могущества. Ему удалось сдержать натиск турок, поэтому во время его правления захватчики не смогли захватить страну. Но, к сожалению, Матьяш умер, не оставив ни наследников, ни хороших генералов. После его смерти Венгрия пала под натиском врага.

Под Будайской крепостью расположен природный лабиринт.

Считается, что это единственные природные катакомбы под крупным городом, настолько доступные туристам. Их длина насчитывает 1200 метров, глубина – 16 метров. Каждый день (кроме выходных) здесь проводятся интереснейшие экскурсии. А в шесть часов вечера выключается свет, и посетители оказываются в таинственном мире полумрака.

Будайский лабиринт имеет длинную историю, выставка, действующая сейчас, знакомит посетителей с образцами искусства темного времени и пещерной живописи, а в Историческом Лабиринте перед Вашим взором предстанут символы главных событий венгерской истории. Конечно, большинство из экспонатов – это копии, но выставка удивительно воссоздает атмосферу минувшего. Впечатления останутся на всю жизнь.

Известно, что еще во времена средневековья природные катакомбы обустраивались. Они предназначались для обеспечения безопасного перемещения населения и войск в случае осады крепости. Лабиринт связывает Будайскую крепость с Крепостными пещерами, где также проводятся экскурсии.

Лабиринт разделен на несколько частей, по сути, он представляет из себя небольшой музей. Большинство маршрутов обязательно проходят «Скальный зал», оформленный в стиле ренессанс, «Винный колодец Матьяша», в котором проводится дегустация вин. Каждая экскурсия обязательно заканчивается традиционным фуршетом со «шведским столом».

Ученые заявили, что под городом неизведанными остаются еще 18 километров больших и малых пещер. А под Будайскими холмами на глубине 50 метров покоится огромное озеро с термальной водой, оно является частью пещеры Мольнара. Так в венгерской столице можно увидеть третью в стране по своей протяженности (7.200 м) сталактитовую пещеру Палвёльди, и знаменитую пещеру горы Семлехедь, пизолитовые скальные формирования которой напоминают виноградные гроздья.

Мост Сечени

«Старая дама» – именно так прозвали жители Будапешта Цепной мост, носящий имя графа Иштвана Сечени. Это первый из мостов через Голубой Дунай и потому особо дорог жителям столицы. Он соединяет площадь Рузвельта в Пеште и площадь Адама Кларка в Буде. Длина моста – 375 метров.

Крестным отцом этого моста стал граф Сечени, известный в свое время политик и щедрый меценат. Рассказывают, что однажды переправа на лодке с одного берега на другой едва не стоила ему жизни, отчего он всерьез задумался о сооружении моста.

Не откладывая выполнение своего решения, граф Сечени пригласил из Англии инженера Уильяма Тирани Кларка, опытного мостостроителя, до того плодотворно работавшего у себя на родине. Специалисты не без оснований считают будапештский мост увеличенной копией моста моста через Темзу в г. Марло.

Первый камень в основание нового моста был заложен в конце августа 1842 года. На торжественной церемонии по этому случаю присутствовал сам регент Венгрии Йозеф Габсбург и члены императорской семьи.

Английский инженер в силу большой занятости не имел возможности постоянно присутствовать при строительстве моста, и потому вскоре прислал руководить работами коллегу из Шотландии – однофамильца – Адама Кларка, который впоследствии так и остался жить в гостеприимной Венгрии.

Семь долгих лет строители возводили мост. Немало трудностей и проблем технического характера вставало на их пути. Дело осложнилось тем, что финальная фаза строительства пришлась на время освободительной войны против монархии Габсбургов.

Во время строительства Цепного моста было немало и драматических моментов. Вообще время открытия моста было явно неудачным – в Венгрии начиналось восстание против австрийского владычества.

Так, 28 марта 1848 г. строители принялись подвешивать к опорам моста звенья цепи, поддерживающей пролеты. На 18 июля была запланирована подвеска последнего звена. Сам Иштван Сечени наблюдал за ходом работ с плавучих лесов. Внезапно, в результате неисправности подъемного механизма, одно звено упало вниз, прямо на леса. Все, кто находились на них, включая и графа, вынуждены были искупаться в Дунае.

В 1849 году австрийские войска обстреливали мост из пушек, а в мае и вовсе пытались взорвать, подложив под него мину с 400 кг пороха. А следующую попытку разрушить взрывом якорные камеры, в которых крепились цепи, держащие мост, предотвратил сам Адам Кларк: он залил эти камеры водой.

И вот, наконец, 20 ноября 1849 года все же состоялось торжественное открытие моста. А в день 50-тилетней годовщины со дня открытия мост был назван в честь Иштвана Сечени.

Во время Второй мировой войны фашистские войска взорвали мост. После войны жители Будапешта провели сбор средств на его восстановление. В день своего столетия, 20 ноября 1949 г., восстановленный (и значительно расширенный) мост был вновь открыт.

Согласно забавной легенде, если меж двух каменных львов, что установлены при въезде на мост, пройдет муж, который ни разу не изменял своей благоверной, львы тут же зарычат. Возможно, когда-нибудь это невероятное событие произойдет. Пока же или легенда обманывает, или все мужья не верны поголовно.

Еще один из анекдотов, связанных с мостом, гласит, что скульптор Янош Маршалко забыл сделать языки львам, украшавшим мост. Когда слухи об этом пошли среди горожан, скульптор якобы от стыда бросился в Дунай, крикнув мальчику, упрекнувшему его: «Пусть у твоей жены будет такой же язык, как у моих львов!». На самом деле языки у львов есть, однако снизу они не видны, поскольку львы лежат на каменном блоке высотой в три метра.

А вот и легендарная история, которая была на самом деле. В 2001 году венгерский лётчик Петер Бешеньеи пролетел в перевёрнутом самолёте под мостом. Этот трюк стал стандартным для авиационных соревнований Red Bull.

По иронии судьбы сам Граф Сечени так ни разу и не прошелся по мосту «имени себя». Сечени получил широкую известность в 1825 г., когда он пожертвовал весь годовой доход от всех своих имений Венгерской академии наук. Всячески поддерживая рост национального самосознания, он видел Венгрию все же как часть Австрийской империи.

Как следствие, у Сечени не сложились отношения с Лайошем Кошутом: он воспринимал последнего как политического агитатора. Венгерское общество примерно поровну раскололось на сторонников Кошута и Сечени. Начавшуюся в 1848 г. революции Сечени воспринял её как шанс для развития Венгрии и получил в правительстве пост министра транспорта и по социальным вопросам.

Когда конфликт между венгерским правительством и императором Австрии обострился, Иштван Сечени и ряд других деятелей, лояльных императору Австрии, вышли из правительства. Граф пережил нервный кризис и уехал на лечение в пригород Вены в Дёблинге. Здоровье его поправилось, он написал ряд литературных произведений: о детях и вопросах педагогики, и о политических проблемах Венгрии.

Однако враги не оставили отошедшего от дел графа. 3 марта в 1860 года в его венской квартире был проведен обыск, обнаруженные письма сочли доказательством готовящегося государственного переворота. Спустя месяц Иштван Сечени покончил жизнь самоубийством. Благодарные венгры объявили национальный траур…

Здание Парламента Венгрии

Здание Венгерского Парламента (Orszaghaz), где собирается Национальное собрание республики – пожалуй, самое известное здание венгерской столицы, его визитная карточка и символ независимости Венгрии. Монументальный Парламент на Пештской стороне дает хороший противовес Будайскому Замку на противоположном берегу Дуная.

Тут надо вспомнить историю.

После Австро-Венгерского компромисса в 1867 году, была создана двуединая монархия. Венгрия получила свою собственную конституцию. Этот период также стал началом развития парламентаризма. А какой же парламентаризм без впечатляющего здания парламента?

Тут как нельзя кстати как единый город возник и Будапешт. В 1873 году как мы помним, он был создан путем объединения трех городов. Неудивительно, что для Национального собрания решило построить новое, представительное здание, которое бы зримо утвердило суверенитет венгерской нации.

Был объявлен конкурс, который выиграл Имре Стейндл (Imre Steindl). Понравились также жюри и публике проекты двух его конкурентов. Оба они были тоже воплощены в камне. Одно здание служит сегодня Этнографическим Музеем, другое – Министерством сельского хозяйства.

Строительство Парламента было начато в 1885 году, и как и многие другие стройки были окончены к 1000-ой годовщине существования страны в 1896 году, но еще 8 лет здание, что называется, доводили до ума. От напряжения к концу строительства Имре Стейндл даже ослеп. В строительстве здания было задействовано около тысячи человек. На шедевр неоготики ушло 40 миллионов кирпичей, полмиллиона драгоценных камней и 40 килограммов золота.

Рассмотрим структуру Парламента. Его готическая ритмика напоминает Вестминстерский дворец в Лондоне, который Стейндл взял за прототип. И на берегу Темзы и на берегу Дуная мы видим тот же симметричный фасад и центральный купол. Будапештский Парламент протянулся на 268 м в длину, и 123 м в ширину. Интерьер включает 10 внутренних дворов, 13 пассажирских и грузовых лифтов, 27 ворот, 29 лестниц и 691 комнату (включая более 200 офисных помещений).

С высотой в 96 м здание Венгерского Парламента наряду с Базиликой Святого Иштвана – одно из самых высоких зданий в Будапеште. Число «96» взято неслучайно, оно намекает на 896 год, когда зародилось венгерское государство.

Главный фасад «смотрится» в воды Дуная, но официальный главный вход в Парламент расположен со стороны площади Лайоша Кошута. Внутри и снаружи, на стенах здания находится 242 скульптуры, среди них можно найти статуи венгерских правителей, лидеров Трансильвании и известных военачальников Венгрии. На окнах расположены картины гербов королей и герцогов Венгерского государства.

Главный вход – это лестница, расположенная на восточной стороне, ее «охраняют» два льва. Войдя в Парламент, посетитель пройдет по большой декоративной лестнице, и увидит фрески на потолке. Здесь же вблизи входа в нише бюст создателя здания – Имре Стейндля.

Одна из самых известных частей здания – это гексадекагон – шестнадцатисторонний центральный зал, с двумя огромными палатами, примыкающими к нему. Первая – Нижняя палата (сегодня Национальное собрание Венгрии встречается здесь), а вторая – Верхняя Палата (действовала до 1945 года).

Обращают на себя внимание витражи и стеклянные мозаичные картины Микса Рота (Miksa Roth). Из-за своей сложности и детальной ручной работы, здание находится в состоянии перманентной реконструкции. При коммунистах центральный шпиль был украшен пятиконечной звездой, с возвращением демократии ее убрали.

Святая святых гигантского комплекса – Купольный зал, украшенный 16 статуями королей и правителей Венгрии. Здесь с 2000 года хранится корона святого Стефана вместе со скипетром, державой и мечом. Первые двадцать минут каждого часа у коронационных регалий стоит почётный караул в исторической униформе.

Коронационная мантия святого Иштвана ввиду своей ветхости оставлена на хранение в Венгерском национальном музее и экспонируется там вместе с сундуками, в которых хранились коронационные регалии Венгрии.

Площадь Героев. Колонна Тысячелетия

Площадь Героев (или Хьосок Тер) является одной из главных площадей Будапешта, да и всей Венгрии. Она находится рядом с Городским Парком (Лигет Парк) в конце проспекта Андраши. Вместе с главной магистралью города площадь включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Площадь Героев окружена двумя культурными заведениями: Музеем изобразительных искусств слева и Дворцом Искусства справа. С проспекта Андраши, на площадь «смотрят» еще два здания – одно из которых является жилым домом, а другое – посольством Сербии. Оно известно тем, что здесь опальный руководитель Венгрии Имре Надь (Imre Nagy) получил политическое убежище во время событии осени 1956 года.

Визуальный центр площади образует Мемориал Тысячелетия (Памятник Миллениума). Его зрительное ядро создают статуи лидеров семи племен, которые основали Венгрию в 9-ом столетии, их дополняют изваяния других выдающихся фигур долгой венгерской истории.

Строительство мемориала приурочили к тысячелетней годовщине основания Венгерского государства, которое праздновали в 1896 году. Но как это часто бывает, в срок не уложились. Работы удалось закончить только в 1929 году, и именно тогда площадь получила свое название. 16-го июня 1989 года на площади собралось около 250 000 человек, которые сочли своим долгом участвовать в историческом перезахоронении Имре Надя, который был казнен в июне 1958 года. К слову, в Будапеште есть еще три площади, носящих точно такое же название.

Название памятника и площади глубоко символично, он ассоциируется с тысячелетней историей Венгерского государства, основанного королем Иштваном Святым, который помог венгерскому народу обрести родину. Проект памятника разрабатывали два архитектора – Альберт Шикеданц и Дердь Зала. Позже на площади появилась Могила неизвестного солдата, покрытая каменной плитой.

Центральным звеном Памятника тысячелетия является колонна коринфского ордера, высота которой составляет 36 метров. В 1901 году на нее водрузили скульптуру архангела Гавриила высотой почти пять метров. В его правой руке – священная корона, принадлежавшая королю Иштвану, а в левой руке – двойной апостольский крест.

Роль архангела Гавриила в венгерской культуре особенная. Согласно древней легенде, предводитель небесного воинства явился во сне королю Иштвану и повелел ему принять христианство, а также крестить всех своих подданных. Фигура архангела получила премией «Гран-при» на Всемирной выставке в 1900 году. Постамент коринфской колонны украшают скульптуры известного князя Арпада, основателя династии венгерских королей, а также других семи вождей разных племен мадьяр, восседающих верхом на конях.

Прямо за колонной можно увидеть две полукруглые колоннады, строительство которых осуществлялось с 1896 по 1929 годы.

По ее краям находятся скульптурные композиции Мира и Войны. Верхний карниз фризов украшают скульптурные изображения, отождествляющиеся с Трудом и Благосостоянием, Знанием и Доблестью.

А между колоннами, в просветах, расположены скульптуры королей, военачальников и политиков Венгрии. Рассмотрим их слева направо. Сначала идут представители славной династии Арпадов – Иштван, Ласло, Кальмана І Книжник, Андраша II, Бела IV. Далее расположены скульптуры правителей из второй династии – Анжуйской, правившей в более позднее время, к ним относятся фигуры Карла Роберта, Людовика I Великого, Яноша Хуньяди, Матьяша Корвина. В других просветах можно увидеть и скульптуры трансильванских князей – Иштвана Бочкаи, Габора Бетлена, Имре Текели, Ференца II Ракоци, в этом ряду выделяется Лайош Кошут – известный борец за свободу венгров.

В 2004 году, когда Республика Венгрия стала полноправным членом Европейского союза, на площади, за зданием выставочного зала, установили оригинальные песочные часы. Их переворачивают раз в год – в сказочную Новогоднюю ночь, а за весь год из верхней части часов в нижнюю плавно перетекает песок, объем которого составляет 4,5 кубометра.

Городской Парк. Купальня Сечени. Музей Транспорта. Замок Вайдахуняд

Городской парк (или Варошлигет) – самая большая зеленая территория Пештской стороны, что называется, «излюбленное место отдыха горожан». Будапештцы часто приезжают сюда семьей в выходные дни. Городской Парк даёт возможность отдыха и любого вида проведения свободного времени людям любого возраста. Луна-парк, зоопарк, цирк, купальни целебной воды, озеро для катания на лодках, каток с искусственным льдом – все это ждет посетителей зимой и летом.

На месте парка Варошлигет когда-то находились охотничьи угодья короля Матьяша, представлявшие собой труднопроходимую болотистую местность в пойме Дуная с бедной растительностью. При Леопольде I эту территорию передали под пастбища. В начале 19-го века было решено благоустроить территорию, создав «национальный сад».

Так, после осушения и посадки деревьев болотистая область площадью около 2 кв. км преобразилась, став парком в английском стиле с петляющими дорожками и живописными прудами. Было посажено 7 тыс. деревьев, появилась система каналов и искусственных озер. Если верить источникам, городской парк «Варошлигет» стал первым в мире публичным парком, открытым для широких масс.

Большую роль в развитии парка сыграло празднование 1000-летия Венгрии. В парке появилось несколько постоянных и временных зданий. А поскольку тогда парк находился далеко за чертой города, 2 мая 1896 г. была сдана в эксплуатацию подземная железная дорога длиной 3,6 км. По первой линии будапештского метро из центра города с площади Вёрёшмарти можно было приехать в городской парк, который стал центром юбилейных празднеств. В дальнейшем подземная дорога в значительной мере содействовала быстрому развитию этого уголка Будапешта.

Конечно, главная достопримечательность парка – это великолепная лечебная купальня Сечени, преобразившаяся после недавней реконструкции. Построенная в стиле необарокко в 1913 году, со своими пятнадцатью бассейнами входит в число крупнейших купальных комплексов Европы. Это первая в Будапеште купальня, получившая воду из скважины глубиной почти в километр. Слаборадоновые гидрокарбонатно-сульфатно-хлоридные кальциево-магниевые используются для бальнеопроцедур и в термальных бассейнах. Подземные воды выходящие на поверхность с температурой 76°С обогревают и дорожки около открытых бассейнов.

В купальне Сечени работает городская бальнеолечебница, где по назначению врача получают лечение венгерские граждане. Медицинские и оздоровительные программы, в которые безусловно, входит подводное вытяжение по методу К. Молла, ставшее визитной карточкой венгерских курортов. Большая часть купален Сечени открыта для всех. Абонемент в купальни стоит около 10 евро, в его стоимость входит посещение бассейнов и фитнес-центра с 6 до 22 часов.

Еще одна узнаваемая достопримечательность Городского парка – замок Вайдахуняд. Замок строился с 1896 по 1908 год по проекту архитектора Игнаца Альпара. Конечно, никакого фортикационного значения он не имеет. Просто в 1896 году в ходе празднований, посвящённых тысячелетию Венгрии был построен так называемый «Исторический павильон». Павильон был сделан из дерева, фанеры и папье-маше и представлял собой эклектическую смесь романского стиля, готики, ренессанса и барокко.

В свой проект замка Игнац Альпар включил элементы 21 знаменитых сооружений Венгрии, в том числе настоящего замка Вайдахуняд, крепости Шегешвара, башни брашовской крепости Каталина, церкви в Яке и целого ряда других храмов, башен и замков. Наиболее заметные элементы этого сооружения копировали архитектуру замка Вайдахуняд, родового гнезда рода Хуньяди в Трансильвании. Поэтому «Исторический павильон» получил то же название. Так что если говорить про Вайдахуняд, надо уточнять о чем идет речь – о настоящем замке или его условной копии в Варошлигете.

Так получилось, что после окончания торжеств павильон Вайдахуняд был разобран, однако он настолько понравился жителям, что было решено построить его на том же месте в камне. Работы по возведению были закончены в 1908 году.

Во дворе замка сегодня находится статуя Анонима, неизвестного автора хроники Gesta Hungarorum. Также рядом с замком установлен памятник архитектору замка Игнацу Альпару. В настоящее время в замке Вайдахуняд располагается Сельскохозяйственный музей.

Очутившись в городском парке, не упустите возможность познакомиться и с Музеем транспорта. На территории в восемь тысяч квадратных метров можно посмотреть постоянно действующие выставки. Наиболее известна коллекция локомотивов и вагонов в масштабе 1:5. Выставочное пространство музея составляет 500 кв. м, на нем широко представлены макеты и исторические материалы, связанные с судоходством, железной дорогой, строительством улиц и дорожным движением.

Поделиться ссылкой: