Прага …

Прагу, представляющую собой настоящий перекресток культур – немецкой, славянской и австрийской, посещают каждый год более семи миллионов туристов. Этот город является столицей с момента своего основания, произошедшего более чем 1200 лет назад. Сначала он был столицей Герцогства Богемия, затем Священной Римской империи, а начиная с 1993 г., после отделения Словакии, является столицей Чешской Республики.

Однако, прежде всего, как вы сразу же заметите, Прага — это столица искусства. В 14-ом веке, при короле Карле IV, здесь преобладал готический стиль, в 16-ом веке царил Ренессанс, а Рудольф II приглашал к своему двору таких известных ученых и деятелей искусства, как Кеплер или Арчимбольдо. В 18-ом веке при Габсбургах в моде было барoкко.

От романтизма до стиля либерти, который в Чехии называется сецессия, и далее — вплоть до экспериментов современной архитектуры в стиле кубизма… В Праге вы не найдете ни одного уголка, ни одной улочки или площади, где не было бы какого-либо произведения искусства.

В Пражском Граде, самом большом замковом комплексе мира, со всех сторон окруженном стенами, сосуществуют памятники разных эпох, такие как знаменитый Собор и величественный Королевский дворец.

В замечательных музеях Пражского Града представлены шедевры известнейших европейских художников последнего тысячелетия.

Хотя Прагу называют «городом ста башен», их в ней почти тысяча: они возвышаются среди готических шпилей церквей и над барочными фасадами домов в Старом городе. Все вместе они создают очаровательную атмосферу, напоминающую волшебные города из сказок. Волшебными вам покажутся и знаменитые Астрономические часы.

Этот сказочный фон прекрасно подходит для того, чтобы поддерживать веру в легенды об алхимиках, живших на Золотой улочке, и очаровывать любого, кто по ней проходит.

Вы можете ощутить магию этого города в барочных садах или во время прогулки на кораблике по реке Влтаве. А также в сотнях старинных кафе, в изысканных кондитерских, традиционных пивных, либо перед впечатляющими витринами магазинов стеклянных изделий.

Любопытный факт: с Прагой связан также и успех богемского хрусталя, который на протяжении более двух столетий был самым продаваемым в мире. Именно придворный ювелир императора Рудольфа II стал огранять стекло, как алмазы, что и придало ему такую ценность.

И начнем мы с Вацлавской площади …

Вацлавская площадь — это скорее бульвар, чем площадь. Ее длина составляет более 750 метров, а ширина — 63 метра в верхней части и 48 метров в нижней.

На одном краю возвышается огромное здание Национального музея, а на другом, со стороны перекрестка Мустека, то есть «мостика», который был назван так в память о маленьком мосте над средневековым рвом, доминирует статуя Святого Вацлава.

Площадь, характерной чертой которой является длинный ряд клумб в ее центре, окружена высокими зданиями, построенными на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков в самых различных стилях – от классицизма и до либерти.

Эта площадь считается «сердцем» Нового города.

До 1348 г. историческое ядро города Праги на юге было ограничено рвом, который пересекал простой мостик. Тогда король Карл IV решил создать «Новый город» вдоль правого берега Влтавы, у подножия укрепленного холма Вышеград, чтобы «разгрузить» уже переполненный к тому времени Старый город.

Король начертил упорядоченную городскую структуру вокруг больших площадей, которые использовались для специализированных рынков: одна площадь для конского рынка, другая — для рынка крупного рогатого скота, а третья — для рынка сена. Так что название «Новый город» не должно вводить вас в заблуждение.

Вацлавская площадь, на которой начиная со Средних веков находился конский рынок, подверглась радикальным преобразованиям во второй половине девятнадцатого века. Она приобрела роскошный и буржуазный вид, как у парижского бульвара, а также название «Святовацлавская площадь» в честь Святого Вацлава, святого покровителя Чехии.

Эта площадь, которая всегда заполнена постояльцами отелей и клиентами ресторанов, является центром политической жизни Праги, местом выступлений, отражающих события в городе и в государстве. В 1918 году на площади объявили о независимости от Австрии, а в ноябре 1989 года здесь собрались 250 тысяч человек, что положило начало революции, которая привела к падению коммунистического режима. Здесь же, на площади, произошло одно из наиболее трагических и получивших наибольший резонанс событий, вызванных советским вторжением 1968 года: 16 января 1969 г. двадцатиоднолетний студент Ян Палах поджег себя в знак протеста.

Любопытный факт: в 1884 году через Вацлавскую площадь прошла первая – тогда еще на конной тяге – трамвайная линия в Праге.

В верхней части площади, в центре, доминирует великолепная конная статуя Святого Вацлава, по бокам которой стоят четыре других святых покровителя Чехии. Этот памятник, открытый в 1914 г., создал чешский скульптор Йосеф Вацлав Мысльбек. Перед памятником находится клумба в память о самосожжении Яна Пaлаха, к ней приносят цветы и свечи.

Внушительное здание Национального музея, спроектированное в 1890 г. в стиле неоренессанс, было призвано выступить в роли яркого символа чешской национальной идентичности. В музее представлены исторические экспонаты, а также геологические, зоологические и ботанические образцы, характерные для этой местности. Естественнонаучные, этнографические и археологические коллекции сочетаются в экспозиции музея с материалами, относящимися к выдающимся личностям и событиям чешской истории.

А сейчас перед нами Пороховая Башня

Пороховые ворота (Prasna brana), более известные как Пороховая башня, — реликт оборонительного пояса, некогда окружавшего Старе Место. От крепостных стен ничего не осталось, а она уцелела потому, что король Владислав II, правивший в 15 веке, возвел рядом дворец (ныне Муниципальный или Общественный дом), а старую башню перестроил в готическом стиле. Но покинул Прагу — работу не завершили, а мощное сооружение приспособили под склад боеприпасов. В 1757 г. пруссаки обстреляли его, но порох почему-то не взорвался, хотя строение сильно пострадало. В 19 веке все восстановили, добавив на фасад множество псевдоготических украшений, которых там изначально не было.

Это монументальное сооружение, торжественное, почти как триумфальная арка при въезде в столицу, было частично разрушено во время прусской осады в 1757 году. Затем его использовали как склад взрывчатых веществ и восстановили в девятнадцатом веке при помощи метода комплексной реставрации. Можно подняться на панорамную террасу и полюбоваться обзорным видом на Старый город.

Муниципальный дом

Муниципальный дом построили в 1905-1912 годах, расчистив участок от ветхих зданий. На этом месте некогда стоял старый королевский дворец, служивший резиденцией королей с 1383 года по 1485 год и снесенный в начале двадцатого века. Задуманный как учреждение культуры и отдыха с ресторанами, театрами, игровыми залами и залами собраний, Муниципальный дом является шедевром стиля сецeссия, то есть чешской версии стиля ар-нувo. Слово «сецeссия» обозначает «выход, отделение» — таким образом чешские деятели искусства объявили об отступлении от прежних стилей.

Неслучайно дворец и его отделка являются плодом коллективного труда лучших чешских художников того времени, в том числе великого Альфонса Мухи — он выполнил оформление вестибюля и «Зала мэра». А мозаика над входом является работой Кaрела Шпиллара. Она называется «Апофеоз Праги».

Муниципальный дом был построен с использованием самых разнообразных материалов и цветов, а также украшен фресками, витражами, статуями, плиточными композициями, мозаикой и старинной мебелью. Кульминацией такого оформления стал поражающий воображение Зал Бедржиха Смeтаны, названный в честь великого чешского композитора; в нем проводятся концерты и культурные мероприятия. Здесь в 1989 году состоялась первая встреча Вaцлава Гaвела с делегацией коммунистической партии, которая в то время находилась у власти.

Любопытный факт: Муниципальный дом в момент его открытия был передовым также в технологическом плане. В нем находились 28 электрических и гидравлических лифтов, система кондиционирования воздуха с дистанционным управлением, пневматическая почта, современная телефонная станция и кухня, оснащенная ледогенератором и холодильной камерой.

Выходим на Староместскую Площадь

Староместская площадь Праги, одна из самых знаменитых площадей Европы.

Она находится в центре Старого города, в районе рынка, который вплоть до конца восемнадцатого века, как и другие районы Праги, считался самодостаточным «городом» и поэтому имел собственную ратушу и собственные городские стены.

Площадь никогда не существовала в таком виде, который нам привычен сейчас. В период с 1893 по 1913 год была снесена значительная часть еврейского гетто, чтобы перестроить город по образцу Парижа. Так появилась элегантная улица Парижска, что на чешском языке значит именно «Париж».

В 1945 году, после единственной бомбардировки Праги во время Второй мировой войны, восточное крыло ратуши было разрушено, что привело к дальнейшему расширению площади, после которого она обрела свои нынешние размеры.

А появилась площадь в Средние века и использовалась в качестве рыночной. Первым зданием, которое было на ней построено, стала Ратуша. Через несколько лет напротив Ратуши было воздвигнуто первое здание Тынского храма, выполненное в романском стиле.

С середины семнадцатого века до 1918 г. над площадью доминировала высоченная колонна в честь Девы Марии. Поскольку она считалась символом католической Австрии, ее снесли сразу же по обретении независимости после окончания Первой мировой войны. Место, где стояла колонна, отмечено пятью камнями, отличающимися от других.

В наше время доминантой площади является памятник Яну Гусу, чешскому теологу и церковному реформатору. Скульптурная группа установлена почти в самом центре площади — в том месте, где в 1415 г. Гус был сожжен на костре как еретик. Памятник был создан Ладиславом Шалоуном. Открытие состоялось 6 июля 1915 г., через 500 лет после казни.

Любопытный факт: на площади происходили многочисленные исторические события, в том числе одна коронация. О самом драматическом событии напоминает табличка перед Ратушей. Оно имело место в 1621 г, во время Тридцатилетней войны, когда после поражения в битве у Белой горы были обезглавлены 27 предводителей восстания против австрийцев.

Тынский храм

Храм Девы Марии перед Тыном, известный как Тынский храм или собор на рыночной площади, был построен в готическом стиле в начале четырнадцатого века на фундаменте двух предыдущих построек — романского храма и готического храма 1256 года.

Название храма происходит от большого двора позади него, где были рынок и таможня и где стоит Костёл Святого Якуба. Эта церковь была построена в готическом стиле, но после пожара 1689 года её отреставрировали в стиле барoкко.

Тынский храм был закончен примерно в 1450 году, когда возвели тимпaн, то есть внутреннее треугольное поле фронтона, и две похожие друг на друга, но не полностью идентичные башни. Высота этих башен, увенчанных остроконечными шпилями, достигает 80 метров.

В центре тимпaна, над фасадом, сверкает рельефное изображение Мадонны с младенцем, выполненное из сусального золота.

Внутрь храма можно попасть, пройдя по узкой улочке. Интерьер поражает величественными формами. Готический стиль ярко выражен в высоких пилястрах, разделяющих пространство. Некоторые элементы убрaнства, в том числе кафедра, балдахин и крестильная купeль, относятся к пятнадцатому веку, а декор был обновлен в эпоху барoкко — в то же время, когда были выполнены алтари. На четвертом пилястре справа находится надгробная плита знаменитого астронома и астролога Тихо Брaге, который скончался в Праге в 1601 году, будучи на службе у императора Рудольфа II.

Среди домов знати, расположенных рядом с Тынским храмом, особое место занимает Дворец Кинских, украшенный лепниной в пастельных тонах. Это чудесный образец архитектурного стиля рококo середины восемнадцатого века. В наше время здесь размещается один из отделов современного искусства Национальной галереи.

Любопытный факт: Тынский храм на протяжении свыше двухста лет был основным культовым сооружением гуситов — сторонников движения, вдохновленного идеями Яна Гуса. После его сожжения на площади в 1415 году произошли массовые беспорядки, 452 чешских дворянина направили официальную ноту протеста в Римскую католическую церковь и гуситы смогли и дальше проповедовать в Богeмии. Тем не менее, по возвращении австрийцев в 1620 году гуситов изгнали, а их статуи убрали из храма.

Староместская ратуша и Астрономические часы

Староместская ратуша является одним из самых известных памятников архитектуры в Праге. Это комплекс зданий, которые на протяжении веков были построены вокруг внушительной основы — высокой башни четырнадцатого века из темного камня, на которой находятся знаменитые астрономические часы. Среди зданий выделяется дом в стиле Ренессaнса с тройным окном, над которым расположена надпись на латыни, гласящая «Прага — глава королевства».

Внутри ратуши можно посетить многочисленные помещения, такие как капелла четырнадцатого века и залы, украшенные в разные эпохи — от Средневековья до двадцатого века. Впечатляющие старинные подвалы образуют извилистый подземный лабиринт. Долгое время они использовались в качестве тюрьмы. Эффектный лифт, построенный в 1999 г., вознесет вас к смотровой галерее под крышей.

Ратуша славится, прежде всего, своими астрономическими часами, которые являются неотразимой достопримечательностью вот уже более шестисот лет. Часы помещены в нише в позднеготическом стиле на одной из сторон башни. Нишу украшают балкончик и несколько скульптур. Оригинальный механизм был создан в 1410 г. Для того времени он был настоящим чудом техники. Часы несколько раз ремонтировали в пятнадцатом и шестнадцатом веках, а недавно завершилась их реставрация. У часов два циферблата, один из которых расположен над другим. Верхний циферблат имеет несколько стрелок и показывает время дня, а также расположение солнца, луны и созвездий зодиакального круга. На нижнем циферблате знаки зодиака совмещены с месяцами года, которые представлены в виде соответствующих сельскохозяйственных работ.

Часы получили известность благодаря процессии фигурок, которые каждый час, с 9 утра до 9 вечера, показываются в двух окошках, расположенных вверху под навесом. Это представление длится всего лишь две минуты. Фигурка скелета рядом с главным циферблатом переворачивает песочные часы, и в двух окошках появляются сменяющие друг друга статуи двенадцати апостолов. Нынешние фигурки были созданы мастером-кукольником в 1945 г. для замены оригинальных фигурок, которые были разрушены в ходе боев во время антинацистского восстания.

Любопытный факт: на внешнем краю часов использованы цифры, стилизованные под старинное готическое письмо. Они показывают старочешское или итальянское время, то есть сутки делятся на 24 часа, но отсчет начинается с заката солнца. Такая же система применяется в часах на башне Святого Марка в Венеции.

Карлов Мост

Карлов мост в Праге, является одним из величайших шедевров гражданской инженерии в готическом стиле.

Этот мост поручил построить король Карл IV — тот самый монарх, который превратил Прагу четырнадцатого века в один из красивейших городов мира. Как и в случае с Собором Святого Вита, он доверил строительство немецкому архитектору Петру Парлeржу.

Момент, подходящий для закладки моста, был определен главными астрологами той эпохи: 9 июля 1357 года в 5 часов 31 минуту. Цифра 1 3 5 7 9 7 5 3 1 считается магической, так как представляет собой палиндром, одинаково читающийся и с начала и с конца.

Мост возник на месте ранее существовавшей средневековой переправы. Он был задуман как важный элемент соединения двух частей города, разделенных рекой Влтавой.

По мосту проходит «Королевский путь», то есть дорога, связывающая замки Вышеград и Пражский град. Этот путь берет начало в Новом городе, пересекает Старый город и реку и доходит до района Мала Страна.

В старину пражане называли данный мост «каменный мост» или «Пражский мост»; нынешнее название он получил только в 1870 году.

Карлов мост имеет длину 515 метров, ширину десять метров и не является полностью прямолинейным. Его поддерживают шестнадцать опор, у основания которых видны волнорезы для защиты от разливов реки. На двух концах моста, один из которых находится в Старом городе, а другой — в районе Мала Страна, возвышаются укрепленные ворота, выступавшие также в качестве таможни. Ворота дополнены башнями и украшены статуями и гербами.

Лучший вид на мост открывается с маленького полуострова, простирающегося вдоль реки Влтавы на берегу Старого города. Этот миниатюрный полуостров, в основном, занимает здание в стиле неоренессанса — бывшая водопроводная станция, в которой сейчас расположен музей известного чешского композитора Бедржиха Сметаны.

Любопытный факт: согласно легенде, чтобы сделать мост более прочным и способным выдержать бурные разливы реки, использовался особый раствор для кладки камня. В него входили желтки от тысяч яиц, которые приказали присылать со всего королевства. Недавно были проведены лабораторные исследования материалов, из которых состоит мост. Результаты подтвердили наличие органических веществ, характерных для яиц.

Как только вы пройдете через входные ворота на Карлов мост, вы заметите, что на балюстраде, в местах установки опор, возвышаются тридцать знаменитых скульптурных групп, выполненных в стиле барoкко из камня с позолоченными деталями. Скульптуры были созданы в начале восемнадцатого века лучшими местными мастерами. Самая древняя композиция — это группа «Распятие» 1629 года, которая находится на третьей опоре справа. На ней имеются золоченые надписи на еврейском языке. Статуи были изготовлены по заказу иезуитов, но те статуи, которые стоят ныне на мосту, являются копиями оригиналов.

Вблизи левого берега мост проходит над островом Кампа, на который можно спуститься по лестнице. Этот спокойный и тихий остров дает возможность отдохнуть, а стоящее на нем здание девятнадцатого века является музеем современного искусства, где хранятся превосходные коллекции живописи и скульптуры двадцатого века.

На Карловом мосту находится также знаменитая статуя Святого Яна Непомуцкого работы Яна Брокофа. Она установлена в том месте, где в 1393 г. Яна Непомуцкого утопили в реке Влтаве по приказу короля Вацлава IV. Непомуцкий был наказан за то, что не захотел раскрыть, даже под пытками, тайну исповеди королевы. Таким образом он стал покровителем как утопленников, так и исповедников. Статуя была воздвигнута в 1683 г., через триста лет после упомянутых событий; она стала образцом для всех многочисленных изображений этого святого в Европе.

Пройдя над узким каналом Чертовка, мост заканчивается воротами, ведущими в район Мала Страна.

В высокой готической башне пятнадцатого века вы можете посетить экспозицию, повествующую об истории моста, а с балкона можно насладиться одним из самых красивых видов на исторический центр города.

Мост заполнен туристами, музыкантами, уличными артистами и торговцами различными товарами. С моста открывается незабываемая панорама района Мала Страна и стоящего на холме Пражского града.

Любопытный факт: считается, что если прикоснуться к пьедесталу статуи Святого Яна Непомуцкого, где изображена сцена мученичества, то это приносит удачу. А пожилые жители Праги помнят, что еще несколько десятилетий назад было принято снимать перед статуей шляпу в знак уважения к этому святому.

И перейдя Карлов мосты мы оказываемся в районе Мала Страна

Мала Страна начинается на выходе с Карлова моста. Район расположен на узком и обрывистом холмистом берегу между Влтавой и Пражским Градом. Кажется, что во всем районе нет построек, которые были бы выполнены позднее восемнадцатого века. Декор в стиле барoкко, изысканные детали, старинные вывески и лавочки антикваров придают дополнительное очарование этому уникальному месту.

Сады, дома и церкви сменяют друг друга в живописном чередовании лестниц, балконов, куполов и шпилей. Всё это подчеркивается необычной наклонной перспективой улиц и наличием статуй, колонн, парадных подъездов и часовень.

Это своеобразный район, поскольку он воспринимается как самый пражский, но одновременно и самый космополитичный вследствие интернационального стиля в архитектуре и городском убранстве. С другой стороны, нужно учесть, что в исторических зданиях разместились многочисленные посольства и дипломатические представительства.

Над крышами района Мала Страна возвышается громада Пражского Града, над длинными фасадами которого выступают шпили и очаровательные готические элементы собора.

Так как именно здесь находятся Королевский и Императорский Дворец, то многие знатные семьи построили себе дома на склонах холма, чтобы быть ближе ко двору. В особенности это было типично для шестнадцатого века. При этом уклон местности использовался для создания восхитительных террасных садов, большинство из которых в наши дни открыты для публики.

В садах чередуются цветочные клумбы, редкие виды деревьев, плодовые деревья и декоративные элементы, повествующие нам о роскошной жизни чешской знати.

В Малой Стране уклон улиц и большое скопление зданий создают впечатление тесноты. Заметным исключением из этого правила может служить поразительная церковь Святого Николая, которая практически «разрывает шаблоны», находясь посредине портиков, которые окружают прекрасную главную площадь района. Проект церкви был создан в 1703 году архитекторами Кристофом и Килианом Динценхоферами, которые являлись отцом и сыном. Эта огромная церковь в позднебарочном стиле была завершена более чем через полвека проведения работ и оформления декора. Последними были закончены высокий круглый купол и вычурная колокольня, которые покрыли медной кровлей.

Безмятежная и залитая светом церковь Святого Николая предстает нарядным и неординарным храмом. Внутри церкви обширные фрески с перспективными изображениями, свет, проникающий через окна, лепнина и предметы интерьера создают роскошное целое, которое, как кажется, находится в постоянном хаотическом движении.

Среди дворцов знати в районе Мала Страна выделяется грандиозный барочный Вальдштейнский дворец, принадлежавший герцогу Валленштейну, имперскому главнокомандующему в Тридцатилетнюю войну. Дворец, построенный в первые десятилетия семнадцатого века итальянскими архитекторами, примечателен, прежде всего, прекрасным садом, вход в который осуществляется из лоджии с большими арками. В глубине находится просторное здание бывших конюшен; в наше время оно используется для художественных выставок. Аллеи сада и искусственный грот украшены копиями бронзовых статуй фламандца Адриана де Вриса. Оригиналы были увезены в Стокгольм после разграбления Праги шведской армией во время Тридцатилетней войны.

Две улицы, широкая улица Нерудова и параллельная ей Влашская, выходят из самого средоточия района Мала Страна и поднимаются до Страговского монастыря, принадлежавшего ордену монахов-премонстрантов.

Высокая часть района Мала Страна достигает своего пика на Страговском холме, с которого открывается панорамный вид. Здесь благодаря виноградникам и зеленым пятнам лесов кажется, что вы находитесь в сельской местности.

На Страговском холме возвышается одноименный монастырь, основанный орденом монахов-премонстрантов приблизительно в 1140 году. Это место размышлений и созерцания погружено в тишину. Монастырь, почти полностью перестроенный в семнадцатом веке, был одним из крупнейших европейских центров культуры и научных знаний в эпоху барoкко.

Монастырский комплекс производит впечатление настоящей цитадели веры и знаний, устроенной вокруг центрального двора, вход в который открывается арочными проходами.

В этом дворе, который кажется скорее площадью благополучного и независимого поселка, расположен костел Святого Роха. Он был воздвигнут по приказу Рудольфа II в 1602 г. в качестве благодарности за окончание эпидемии чумы. В настоящее время костел используется для художественных выставок. Здесь же находится базилика Вознесения Девы Марии, которая относится к романскому стилю, но была перестроена с добавлением статуй, лепнины, картин и предметов интерьера в стиле барoкко начала восемнадцатого века.

«Жемчужиной» монастыря являются две библиотеки, в которых хранятся в совокупности 200 тысяч книг. «Философский» зал, построенный примерно в 1670 году, принадлежит к позднебарочному стилю, его лепные украшения включают в себя медальоны с фресками.

А «теологический» зал — это шедевр второй половины восемнадцатого века. В нем находятся чудесные резные позолоченные книжные полки. Украшением служат фрески в стиле рококo, написанные австрийским художником Францем Антоном Маульберчем. В коридорах между двумя залами выставлены ценные издания книг и несколько витрин с естественно-научными экспонатами, такими как бивни нарвала, панцири черепах, хоботы слонов, высушенные пилорылы. Эта коллекция напоминает об эклектическом вкусе Рудольфа II.

Если вы пожелаете, вы можете завершить посещение Страговского монастыря, поднявшись в картинную галерею. Она оборудована в залах на втором этаже внутреннего дворика, в отделке которых сохранились элементы романского стиля. Галерея, в основном, посвящена готической и чешской живописи, но включает в себя также картины итальянских и немецких художников.

История нижней части района Мала Страна связана с Мальтийским орденом, поэтому многочисленные исторические здания сконцентрированы вокруг площади Великого магистра – по-чешски Велкопржевнорской площади.

Тем не менее, площадь знаменита, прежде всего, стеной, посвященной Джону Леннону. Точнее, это часть стены, ограждающей Мальтийский сад. Она покрыта граффити и изображениями легендарного британского музыканта, ставшего символом мира после его убийства 8 декабря 1980 года.

После смерти Леннона некий молодой человек решил использовать один камень в стене, чтобы нарисовать памятную доску в его честь. Вокруг этой «доски» сразу же появились нарисованные свечи и цветы.

В 1981 г. предположительно мексиканский студент, изучавший искусство, нарисовал на стене мураль с лицом Леннона, к которому добавились впоследствии другие граффити.

Нужно отметить, что рок-музыка, включая группу «Битлз», была запрещена коммунистическим режимом, поскольку считалось, что она может привить молодежи ценности капитализма. По этой причине полиция распорядилась закрасить стену зеленой краской.

Однако, граффити продолжили появляться в еще бoльшем количестве и стену закрашивали много раз.

В каждую годовщину смерти Леннона молодые пражане стали собираться у стены и требовать реформ. Эти собрания становились все более многочисленными и в 1988 году, в ходе самого массового антиправительственного выступления восьмидесятых годов, произошло столкновение с полицией. С того времени стена является символом мира для всего города.

Рядом с площадью находится средневековый храм Девы Марии под цепью. Его название происходит от цепей, при помощи которых закрывали Карлов мост.

Если вы захотите прогуляться по району, я рекомендую вам посетить храм Девы Марии Победоносной. Это одна из любимых церквей жителей Праги. Она знаменита культом пражского младенца Иисуса — восковой статуэтки шестнадцатого века, сделанной по обету. В музее собрана детская одежда, которую на протяжении веков дарили пражскому Младенцу. А в близлежащих магазинах вы найдете копии статуэтки разного размера и из разных материалов.

Пражский Град – самый большой Зaмок в мире.

Это не одиночное здание, а укреплённая обширная территория на вершине холма с доступом всего лишь через три входа с воротами. Внутри территории находятся дворцы, башни, церкви, сады и музеи, выполненные практически во всех стилях последнего тысячелетия. Зaмок привлекает один миллион восемьсот тысяч туристов в год.

В старину первое поселение Праги состояло только из деревянных построек, но в 870 году был заложен первый камень в основание Костёла Девы Марии, от которого в настоящее время остался только фундамент. В следующем веке были построены Базилика Святого Георгия и ротoнда Собора Святого Вита.

Зaмок начал обретать форму в 14-ом веке, в правление Карла Четвёртого, когда были усилены оборонительные сооружения, а Королевский дворец и Собор были перестроены в величественном готическом стиле.

Разрушенный пожаром в 1541 году, Зaмок вскоре обрёл былое величие: несколько лет спустя Прага стала столицей Священной Римской империи вместо Вены, а Рудольф Второй Гaбсбург расширил Зaмок и украсил его собранными им коллекциями произведений искусства и экзотическими предметами. Начавшаяся в 1618 году Тридцатилетняя война привела к упадку города и Зaмка. Пражский Град был разграблен и опустошён шведами.

В восемнадцатом веке императрица Мария Терезия Австрийская восстановила и реконструировала бoльшую часть Зaмка, а её сын Фердинанд Первый расположил там свою резиденцию, вернув Праге статус столицы Империи. Так, Зaмок обрёл второе дыхание, приняв сегодняшний элегантный вид.

На протяжении почти девяти веков Зaмок был центром политической и высшей религиозной власти страны: при коммунистическом режиме там располагались правительственные учреждения, а теперь это резиденция Президента Республики.

Любопытный факт: 15 марта 1939 года, сразу же после вторжения в Чехословакию, Адольф Гитлер пожелал переночевать в Зaмке, чтобы показать населению, что отныне власть принадлежит ему.

Градчанская площадь

Градчанская площадь, имеющая небольшой уклон, — это одно из самых популярных мест, откуда осуществляется вход в замок. Она полностью окружена массивными зданиями. В просветах между дворцами видны подъездные дороги и открываются очаровательные панорамные виды на крыши района Мала Страна на юге города. Его название на чешском означает «малая сторона», то есть низкий берег.

На противоположной от замка стороне площади находится барочный Тосканский дворец, ранее принадлежавший герцогам Тосканским. Две одинаковые башенки расположены строго над входами в здание.

Шварценбергский дворец шестнадцатого века почти нависает над крутым спуском, ведущим к району Мала Страна. Его фасад украшен в средневековой технике сграффито, которая имитирует отделку фасада ограненными камнями при помощи рисунка.

Его просторные залы, украшенные фресками и потолками из резного дерева, являются идеальным местом для размещенного в них отделения Национальной галереи, посвященного искусству барокко. На третьем этаже находится представительная коллекция маньеристов, а на двух других этажах экспонируются важнейшие произведения чешского барокко, как в живописи, так и в скульптуре. Из окон открывается уникальный панорамный вид на парк Петршин.

Непосредственно перед входом в Пражский град, слева, над площадью доминирует Архиепископский дворец, выделяющийся своим прекрасным фасадом восемнадцатого века. Перед дворцом, то есть в месте с большим символическим значением, расположена статуя Томаша Масарика, избранного в 1918 г. первым президентом Чехословацкой Республики после того, как страна получила независимость после распада Австро-Венгерской империи по окончании Первой мировой войны.

Сбоку от Архиепископского дворца находится улочка, ведущая к элегантному Штернбергскому дворцу. Он является главным филиалом Национальной галереи, собрания которой очень эффектно размещаются в нескольких монументальных зданиях.

Внутри дворец имеет величественный вид; он обставлен многочисленными старинными шкафами, которые были полностью отреставрированы. Здесь хранится коллекция европейской живописи с пятнадцатого по восемнадцатый века. Представлены произведения итальянских, немецких, фламандских, голландских, французских и испанских художников, например, работы Эль Греко, Рубенса и Гойи. Это весьма разнообразная коллекция высокого уровня, которая включает в себя, помимо прочего, абсолютный шедевр: «Праздник венков из роз» Альбрехта Дюрера.

Любопытный факт: почти в центре площади находится один из самых броских и причудливых элементов городского убранства девятнадцатого века в Праге. Это большой чугунный газовый фонарь, изготовленный в 1867 г. В его основании расположены статуи, представляющие собой женские фигуры. Это уникальный пример сочетания неоклассицизма и необарокко.

Первый Двор

Для основательного осмотра замка вам понадобится не менее одного дня: в частности, это время требуется для посещения монументальных строений и музеев. Отдохните среди зелени панорамных садов вдоль бастиoнов и обязательно загляните в мастерские Золотой улочки, в одной из домов которой, а именно в доме номер 22, жил Франц Кaфка. При желании можно посетить Белую башню, в которой расположился музей пыток, или беспечно побродить, окунувшись в историю этого замкового комплекса, в который входят великолепные дворцы с порядка семьюстами комнатами, впечатляющие пять церквей, башни, улочки и пышные сады.

В целом всё выдержано в строгом стиле восемнадцатого века. Это плоды труда придворного архитектора Николo Пакaсси, которому императрица Мария Терезия Австрийская поручила придать замковому комплексу единый архитектурный облик. Тем не менее, в комплексе нашли себе место и другие стили: готический, романский и барoкко.

Для удобства осматривайте по порядку «дворы», то есть площади, которые окружены основными зданиями, идущими друг за другом.

«Первый двор» замка — это площадка за оградой, относящейся к эпохе правления Марии Терезии Австрийской, то есть к восемнадцатому веку. Перед величественным фасадом вы увидите огромные и словно ожившие каменные скульптуры «Битва титанов».

Монументальные ворота — это так называемые «Ворота Матиaша». Они названы в честь императора, который приказал построить их в начале семнадцатого века на основе архитектурных мотивов итальянского Возрождения. Как и у двух других ворот замка, у них стоит вооруженный караул. Следует помнить, что закрытые для посетителей части замка являются официальной резиденцией президента Чешской республики. Там проводятся государственные церемонии, так что иногда некоторые туристические маршруты могут быть закрыты. Смена караула происходит ежечасно и выполняется по всем правилам воинского церемониала, поэтому посмотреть на нее собираются небольшие толпы туристов и горожан.

Любопытный факт: замок имеет трое ворот и, словно в средневековом городе, на ночь их запирают. С 11 часов вечера до 6 утра зимой и с полуночи до пяти утра в теплое время года замок и все его обитатели остаются полностью изолированными от внешнего мира.

Второй Двор и Картинная Галерея

Второй двор был создан путем засыпки старинного рва. Сдержанный стиль и компактность отличают его от всех остальных дворов замка. Его постройки датируются серединой восемнадцатого века, а в основном второй двор служит резиденцией президента Чешской Республики.

В центре площади есть колодец, вода из которого поступает в барoчный фонтан. На северной стороне открывается проход к Пороховoму мосту, который был построен через овраг, чтобы соединить замок с Манежем семнадцатого века, где сейчас устраиваются врeменные выставки.

На южной стороне двора возвышается Часовня Святого Крестa — творение итальянских архитекторов восемнадцатого века. В часовне экспонируется сокрoвищница Собора Святого Вита, содержащая множество ценных священных предметов, в том числе реликвaрии, кресты, литургические сосуды и роскошные облачения с вышивкой.

Крыло, где размещались конюшни, было перестроено словенским архитектором Йoже Плeчником в 1929 году. Теперь в нем находится картинная галерея Образaрна, которая включает в себя собрание произведений искусства Рудольфа II. К услугам императора было около сорока итальянских, немецких и фламaндских художников, а также международная сеть антикваров, искавших для него, прежде всего, чувственные картины, которые он предпочитал. Коллекция насчитывала около 4000 картин, но после разграбления Праги во время Тридцатилетней войны солидная часть коллекции пропала.

Галерею восстановили путем выкупа многих оригинальных произведений коллекции, а кроме того были приобретены картины, которые соответствовали бы вкусу императора.

Среди множества выставленных картин выделяется раздел с немецкой живописью и шедеврами венецианских художников шестнадцатого века, таких как Тициaн, Веронeзе и Тинторeтто.

Важное место отведено живописи семнадцатого века, включающей в себя полотна Рубенса и Гвидо Рeни.

Из чудесного миниатюрного сада «На валах» — зелёного уголка, который с изяществом обустроил Йoже Плeчник, можно любоваться внешним видом Галереи Рудольфа и Испанского зала, которые были построены на рубеже шестнадцатого и семнадцатого веков.

Любопытный факт: сокрoвищницу Собора Святого Вита, выставленную на обозрение в Часовне Святого Крестa, не следует путать с ещё более ценной Королевской сокрoвищницей, которая находится в одной из капелл Собора. Короны, скипетры и другие регалии королей Богeмии хранятся строго под замкoм, вернее, под семью замкaми, и увидеть их невозможно, разве что в особых случаях и только частично.

Третий Двор и Королевский Дворец

Третий двор замка — самый большой и впечатляющий. Его отлично видно из арочного перехода, а сама арка служит живописным обрамлением для фасада Собора.

Площадь окружают длинные крылья Президентского дворца, датируемые восемнадцатым веком. Одиноко возвышается резиденция церковных служителей при Соборе.

Мощение площади и малые архитектурные формы были с изяществом выполнены словенским архитектором Йoже Плeчником. Он же является автором обелиска в память о жертвах Первой мировой войны. В центре площади находится копия бронзовой статуи четырнадцатого века, которая изображает Святого Георгия, побеждающего дракона.

Пространство неравномерно распределено вокруг увенчанной остроконечными башенками большой готической церкви, а справа оно закрыто самыми первыми постройками Старого королевского дворца.

Старый королевский дворец был построен в двенадцатом веке, а при Карле IV его перестроили, придав ему причудливые формы, присущие готической архитектуре. Дворец был серьезно поврежден пожаром 1541 года, поэтому королевской резиденцией стало крыло замка, идущее вокруг второго двора. Тем не менее, несколько сохранившихся древних построек дворца необычайно красивы.

Сразу же после входа посетители попадают в монументальные залы, начиная с Владиславского зала, который является главным помещением королевских апартаментов. Этот зал собраний длиной более шестидесяти метров имеет потолок в виде замысловато переплетающихся сводов, что производит весьма зрелищный эффект. Проект потолка был создан в конце пятнадцатого века архитектором Бенедиктом Рeйтом. Отсюда можно взглянуть на старинную капеллу Всех Святых, реконструированную в шестнадцатом веке. А залы справа, которые когда-то служили королевскими апартаментами, были перестроены в стиле Ренессaнс, чтобы они могли выступать в качестве императорской канцелярии.

Любопытный факт: в первом зале произошла знаменитая «пражская дефенестрация». 23 мая 1618 года дворяне-протестанты схватили двух имперских наместников-католиков и их секретаря и выбросили их из окон с высоты более 10 метров. Они упали на кучу навоза, положенного туда крестьянами. Никто серьезно не пострадал, так что это чудесное спасение было воспринято католиками как благой знак свыше. Такой своеобразный «ритуал», как выбрасывание гостей из окон замка, повторился в истории целых три раза, но в данном случае он положил начало тридцатилетней войне между протестантами и католиками.

Кафедральный Собор Святого Вита

Гордость замка, символ города Праги и место, где хранится сокровищница королей Богемии, — Собор Святого Вита, являющийся шедевром европейской готической архитектуры четырнадцатого века, несмотря на то, что его строительство было завершено только через шестьсот лет.

Нынешнее здание было построено по распоряжению короля Карла IV на месте более ранней римской базилики, от которой сохранилась крипта, используемая как место захоронения королей. К этой эпохе относится часть, расположенная в глубине, с хором и апсидой.

Это самая священная зона, задуманная как величественная конструкция из трех нeфов с капеллами по периметру, от которых отходят небольшие аркбута́ны, то есть наружные каменные полуарки.

Строительство было начато в 1344 г. французом Матьё Арасским, а с 1353 г. оно было продолжено немецким архитектором Петром Парлeржем, который нашел чудесное архитектурное решение, создав ребристые своды. После смерти короля Карла IV и Парлeржа строительные работы были приостановлены из-за войн, которые опустошали Богемию на протяжении всего пятнадцатого века. Затем строительство замерло на более чем три века. Собор был построен наполовину — до высоты поперечного нeфа, а к временной стене крепился гигантский оргaн. Окончательно работы возобновились во второй половине девятнадцатого века.

Собор был полностью завершен в 1929 г., когда были соединены старинная и современная части нeфов, а также был закончен главный фасад, расположенный между двумя высокими остроконечными башнями.

На правой стороне, перед Королевским дворцом, доминирует внушительная южная башня высотой 97 метров, отличающаяся небольшим куполом в стиле барoкко. Внутри башни находится головокружительная винтовая лестница, насчитывающая примерно триста ступеней. Она ведет на террасу, с которой можно полюбоваться потрясающей панорамой.

Золотые ворота с тройной аркой долгое время использовались как главный вход в собор. Своим названием они обязаны чудесной мозаике из кусочков позолоченного стекла. Эта мозаика с изображением Страшного суда была выполнена приблизительно в 1370 г. венецианскими мастерами.

Любопытный факт: поразительные «своды», спроектированные Петром Парлeржем, очень похожи на своды английских готических соборов, поэтому среди историков искусства существовал спор по поводу того, кто выступил в роли имитатора. В настоящее время уже точно установлено, что именно дизайн и приёмы гениального немецкого архитектора Петра Парлeржа оказали влияние на английских архитекторов в конце четырнадцатого века, а никак не наоборот.

Интерьер Собора

Интерьер собора производит неизгладимое впечатление: в нем присутствуют легкость и потрясающее великолепие, характерные для лучших образцов готической архитектуры.

Передняя часть церкви с нeфами и боковыми капеллами представляет собой результат достройки, осуществленной на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Остальные части собора сохранили стиль четырнадцатого века, которым они обязаны гениальному архитектору Петру Парлeржу: благодаря системе аркбутaнов, то есть наружных каменных полуарок, ему удалось придать свoдам изящный и очень элегантный вид.

Собор тесно связан с монаршими династиями Богeмии и служит усыпальницей многих королей и придворных. В частности, в крипте, расположенной под хором, находятся саркофаг короля Карла IV, который был изготовлен много позже его смерти, и подлинный гроб короля Рудольфа II.

Большой надгробный памятник размещен в самом центре церкви. Это императорское надгробие представляет собой скульптурную композицию эпохи Возрождения, выполненную фламандцем Александром Кoлином. Композиция включает в себя статуи императоров Максимилиана II и Фердинанда I Гaбсбурга. Скульптура была создана в 1564 году для придворной церкви Хофкирхе в Инсбруке (Австрия), но в 1589 году её перевезли в Прагу.

В начале двадцатого века, во время завершения строительства, архитектурный стиль следовал образцам четырнадцатого века, но при украшении собора уже принимались во внимание современные тенденции. Так, например, блестящим шедевром стали восхитительные витражи Альфонса Мухи, выполненные в стиле либерти и находящиеся в третьей капелле слева.

Тщательный осмотр более двадцати капелл, прилегающих к боковым нeфам, займет немало времени, поэтому я рекомендую вам остановиться на двух капеллах справа от главного алтаря. Это «королевская молельня», созданная в конце пятнадцатого века Бенедиктом Рeйтом. Молельня использовалась членами королевской семьи, которые могли попасть в нее прямо из дворца, пройдя по мостику. И наконец «Капелла Святого Вацлaва», которая является творением Петра Парлeржа. В ее стены вмонтированы 1300 больших разноцветных камней, что создает впечатляющий визуальный эффект.

Любопытный факт: в соборе хранятся некоторые реликвии Святого Вита — сицилийского святого, который является покровителем танцоров, поскольку перед его статуей было принято устраивать продолжительные пляски. А в славянских языках слово «вит» означает «зрение»: вот почему здесь этот святой считается, прежде всего, покровителем, помогающим при глазных болезнях.

Холм Вышеград

Это привлекательное место, куда стоит совершить поездку, расположено на краю исторического центра Праги.

Согласно легенде, у подножия холма Вышеград, незадолго до тысячного года нашей эры княжна Либуше, основательница первой королевской династии Чехии, произнесла такое пророчество: «Вижу я город, слава которого достигнет звезд».

В качестве символического входа в столицу Либуше повелела столяру соорудить порог («праг» на древнечешском языке). Так Прага и получила свое название. В то же время правительница приказала возвести резиденцию и большую церковь на вершине холма.

В действительности Пражский Град был построен гораздо раньше сооружений Вышеграда. Тем не менее, здесь проживали некоторые герцоги Богемии вплоть до тринадцатого века, когда резиденцию совсем забросили, а со временем превратили в укрепленную крепость.

Не упустите возможность совершить прогулку по бастионам, с которых открываются впечатляющие панорамные виды.

Основным входом служат двойные укрепленные ворота. Второй вход — это барочные Леопольдовы ворота, построенные в 1670 г. итальянским архитектором. Справа находится Ротонда Святого Мартина. Эта небольшая церковь круглой формы была построена в одиннадцатом веке и отреставрирована в конце девятнадцатого века. Неподалеку виднеется фундамент другой средневековой базилики.

Продолжив путь, вы дойдете до Славина, древнего приходского кладбища, прилегающего к церкви. Частично его обрамляют портики. На этом кладбище похоронены многие известные деятели искусства, могилы которых украшены монументальными надгробными памятниками.

Над кладбищем возвышается громадная неоготическая Базилика Святых Петра и Павла, которая была построена в 1885 г. архитектором Йосефом Моцкером с использованием немногочисленных остатков предыдущего здания. Базилика характеризуется парой идентичных заостренных шпилей и декоративными деталями, такими как мозаичный портал. На примере этих деталей хорошо видно, как следование средневековым образцам начинает уступать место символизму ар-нувo.

Любопытный факт: в присутствии опытных гидов вы можете войти в подземные галереи Казематов. Это узкие и запутанные потайные коридоры, выкопанные для безопасного перемещения войск в разные части крепости. Вход в казематы находится рядом с так называемыми Кирпичными воротами.

Пражский Национальній Театр

Сверкающая балюстрада на сине-золотой крыше театра — это отличный ориентир, который легко распознать на панорамных видах города.

Национальный театр был построен по инициативе группы патриотов на средства, собранные населением Праги; при этом пожертвования вносили как представители знати, так и группы рабочих и тысячи отдельных граждан. Таким образом возведение театра стало одним из важнейших этапов в процессе утверждения национального и гражданского самосознания.

Строительство театра велось по проекту Йoсефа Зитека и завершилось в 1881 году, но пожар летом того же года почти полностью уничтожил здание. Театр был вновь открыт в 1883 году. По этой причине он оказался одним из первых общественных зданий с электрическим освещением в Европе: до пожара театр имел газовое освещение, но после пожара такой тип освещения уже стал считаться опасным.

Внешний облик здания напоминает формы неоренессанса. Взгляните на лоджию над главным входом, поддерживаемую коринфскими колоннами. Она украшена статуями Аполлона и девяти муз, а также люнетами с фресками.

Интерьер театра изобилует фресками и эффектной позолоченной отделкой. Это творение группы пражских художников, которая назвала себя «Поколением Национального театра».

В подтверждение духа патриотизма при открытии театра состоялась премьера оперы «Либуше», сочиненной композитором Смeтаной на основе легенды об основании Праги этой княжной. Автор лично дирижировал оперой, несмотря на то, что был уже глухим.

На сегодняшний день самой популярной оперой, безусловно, является «Дон Жуан» Моцарта. Гениальный австрийский композитор завершил эту оперу в Праге и дирижировал здесь на её премьере в 1787 году.

Любопытный факт: по центру партера висит позолоченная бронзовая люстра весом 2 тонны, высотой 5,5 метров и диаметром 3 метра. Люстра оснащена 208 лампочками. Это копия оригинала 1881 года, повреждённого пожаром. Его расплавили для изготовления памятных медалей, которые были затем проданы, чтобы собрать средства на восстановление театра.

«Танцующий» Дом

Танцующий дом, это поразительній шедевр современной архитектуры в самом сердце Праги.

Он расположен в районе Новый город, для которого свойственны постройки в стиле либерти или сецессия — так здесь называется стиль ар-нувo. Характерное для этого стиля разнообразие решений и декора напоминает, что Прага — это город, традиционно открытый для архитектурных и урбанистических инноваций.

Среди самых удивительных современных зданий, на набережной, на уровне Йирaскува моста, возвышается Танцующий дом, спроектированный чешским архитектором Владо Милуничем и канадским архитектором Фрэнком О. Гeри для одной страховой компании.

Построенный в 1996 году, Танцующий дом вначале вызвал бурные дискуссии и даже недоумение, но вскоре стал одним из символов Праги. Здание состоит из двух совершенно разных корпусов, связанных друг с другом своего рода объятием, как будто они исполняют страстный танец. Этот поразительный эффект оправдывает прозвище, которое Фрэнк О. Гeри дал своему творению: «Джинджер и Фред» — в честь знаменитой пары главных героев американских мюзиклов Джинджер Рoджерс и Фреда Астера.

Стеклянная башня, которая словно вот-вот взлетит и которая снабжена своего рода «юбкой», образующей портик, символизирует женщину, а «крепкое» каменное строение, облицованное железобетонными плитами и опирающееся на один столб, олицетворяет мужчину.

По поверхности проходит тонкая плавающая линия, которая подстраивается под «движение» окон, расположенных на разной высоте. На крыше «мужской» башни выступает архитектурный элемент, спроектированный Гeри без какого-либо практического назначения: это таинственная скульптура, на которой вырисовывается силуэт купола, а металлическое переплетение напоминает гигантскую медузу.

Внутренняя часть здания, которая занята офисами, закрыта для посетителей, но можно зайти в кафе на первом этаже или подняться на верхний этаж в элегантный ресторан.

Любопытный факт: в период коммунистического режима Владо Милунич был известным архитектором. Он рассказал своему соседу по дому, политическому диссиденту, о своей идее создать Танцующий дом. Этим соседом оказался Вацлав Гавел, который впоследствии, став первым демократически избранным президентом посткоммунистической Чехословацкой республики, вспомнил об этом проекте и способствовал его осуществлению.

Поделиться ссылкой: